Речь ребенка задерживается
Распечатать

Речь – тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Чтобы полноценно овладеть речью, необходимо пройти несколько возрастных этапов.

Наиболее важный этап – возраст от 1 года до 3-4 лет.  Именно в это время дети овладевают основными закономерностями языка. Словарь должен включать около 1000 слов.  В этом возрасте дети должны уметь строить и грамматически правильно оформлять основные виды предложений. Ребенок умеет пересказывать сказки, рассказывать о своих действиях, поступках.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные.

Речевое развитие мальчиков и девочек отличается. Для девочек  характерно более раннее начало речи. У них быстрее растет словарь. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий-действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорее всего, мальчик  будет кричать: «Дай!», а девочка просить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалистов значимая.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

— ребенок развивается с задержкой;

— ребенок перенес  тяжелые заболевания;

— у ребенка есть неврологические заболевания;

— ребенок неохотно повторяет за родителями слова и предложения, которые он слышит;

— ребенок не выполняет простейшие команды («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и дай его  мне»);

— не узнает предметы на слух и не может показать предметы на картинке;

— когда ребенок слышит просьбу «Повтори», «Скажи еще раз», молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышал;

— ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке, понятном только ему;

— на замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует;

— речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!    

Каждый ребенок – существо единственное и неповторимое. То, как он развивается, во многом зависит и от наследственности,  и от воздействия окружающего мира, особенно первые пять лет жизни.

  1. Несовершенство социальных условий воспитания.

Это неправильные методы воспитания ребенка, заключающиеся в недостаточном внимании со стороны взрослых или, наоборот, в гиперопеке. В таких случаях не формируется мотивация речевого общения. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

  1. Недостаточность сенсомоторной (фонематического восприятия, движений

артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса, слуха) и неврологической базы речи ребенка (замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь; заболевания и поражения головного мозга).

Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к трем годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но и принимает искаженный характер.

К сожалению, родители не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится три года, и он заговорит сам.   Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это будет сложнее.

Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте. Это нарушение процесса общения и  обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно снизить, если начать раннюю коррекцию. Наиболее эффективна коррекционная работа в период активного становления речевой функции, то есть в возрасте от 2, 5 до 5 лет. Речь не столько исправляется, сколько формируется, направляясь в нужное русло. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Работа с детьми, имеющими задержку речевого развития,  должна начинаться с их родителей.  Но родители по-разному смотрят на ситуацию, когда их трехлетний малыш плохо говорит или вообще молчит. Одни объясняют это наследственностью, другие – ходят по экстрасенсам и бабушкам-заговорницам, в надежде, что все разрешится за один сеанс.

Родителям необходимо знать основные правила речевого развития ребенка:

—  Больше разговаривайте с ребенком, мотивируйте на продолжение вашей речи, выводите на диалог.

— Комментируйте то, что происходит вокруг. Объясняйте ребенку все, что вы делаете, когда одеваетесь на прогулку, когда гуляете.

— Слова произносите четко, терпеливо, не бойтесь повторений.

— Повторяйте с ребенком неоднократно то, что он уже усвоил.

— Используя простые конструкции, развивайте понимание речи. Например, «дай мне ручку. А где у тебя ножки, покажи» и так далее.

— Хорошо перед сном петь ребенку колыбельные песенки, регулярность и устойчивый репертуар будут способствовать их запоминанию и повторению. Постарайтесь вызывать у ребенка желание вам подражать, если вы удивляетесь, то попробуйте вместе с ним произнести «Ух, ты!». Эмоциональные выражения  всегда вызывают заинтересованность и желание повторить. 

— Читая первые сказки и рассказы, можно сокращать текст в границах понимаемого ребенком, чтобы он мог его запомнить и усвоить.

— Телевизионные просмотры необходимо свести к минимуму, так как они не побуждают к речевому диалогу, ведь от ребенка не требуется участия собеседника, а только слушателя.

— Учите ребенка соотношению размером (большой-маленький), различию предметов по цвету можно начинать даже тогда, когда он не говорит, все равно он будет запоминать и стремиться показать вам то, что знает.

— Очень полезными станут массаж кистей рук, это поможет в стимуляции необходимых речевых зон.

— Желательно, чтобы во время бесед о том, что ребенок отстает в речевом развитии, он сам не присутствовал.

— Сами старайтесь не комплексовать, что у вас такой неразговорчивый малыш, ведь у каждого свои сроки развития, так что раздражаться и переживать не стоит.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.
  2. Жукова Н.С. Учимся, играя. М., 1998.
  3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. Речевое и слуховое внимание, фонетическая память, активизация словаря, тренировка дикции и артикуляции, познавательная активность, развитие речи. М., 2006.
21970cookie-checkРечь ребенка задерживается