Речевое развитие ребенка
Распечатать

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не беспокоит, даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для волнения. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становления неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гууу, э-э-э, пфф, буу. На этом этапе у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечеткие, порой даже отсутствуют в родном языке. Дети разных народностей в этот период произносят одинаковые звуки, независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако, потом малыш начинает произносить лишь те звуки языка, которые используют окружающие его люди, что указывает на огромное значение речи взрослых в овладении ребенком звукопроизношением.

От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

От 6 до 9 мес. – «лепет»: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па.

От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, му.

Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги. Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 – 9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее. Запас слов годовалого ребенка также неодинаков, и колеблется он от двух-трех слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам – или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

С первых месяцев второго года жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыш всё чаще начинает употреблять осмысленные слова, которые в большинстве случаев связаны с определенной ситуацией. Малыши пользуются упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи.

От 1 года 6 мес.  до 1 года 9 мес. – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!». Ребенок к 1году 10 месяцам начинает пользоваться двух-, четырехсловными предложениями, но слова в таких предложениях пока грамматически не связаны между собой. Фраза появляется у малыша лишь тогда, когда активный словарь ребенка достигнет определенного количества (40-60 слов). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни

С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. Чаще это существительные, реже глаголы, наречия. Из прилагательных чаще используются слова, обозначающие размер (большой, маленький). К двум годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Однако предлоги и союзы в предложении ещё отсутствуют. Большинство согласных звуков малыш ещё или совсем не произносит, или заменяет их более простыми в артикуляционном отношении, смягчает. Ребенок упрощает структуру слов, чаще произносит только первый или ударный. К концу второго года речь малыша становиться основным средством общения.

В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы. Не отмахивайтесь от них, отвечайте.

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные в роде, числе, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. В этот период словарный запас ребенка увеличивается в 3-4 раза. Ребенок всё реже использует звукоподражательные слова, однословные предложения. Он знает названия многих предметов из своего окружения. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями и предлогами. При помощи прилагательных может обозначить цвета, качества, свойства предметов. В словаре преобладают слова-названия; собирательные существительные пока отсутствуют. Часто малыш сам придумывает слова. Это указывает на осознание им звуковой стороны речи.

В этом возрасте малыш нередко допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений. Однако они становятся всё чаще многословными, с дополнениями. Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложноподчиненными, а в конце года и сложноподчиненными.

Ребенок в этом возрасте способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. Но если содержание сказки не совпадает с его жизненными опытом, то малыш не сможет ответить даже на вопросы.

К трем годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносит все звуки.  Дети не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятными фактором для развития активной речи. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память воображение ребенка.

От 3 до 4 лет в жизни ребенка отмечаются новые достижения. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Дети свободно вступают в контакт даже с малознакомыми людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор заставляет ребенка всё чаще обращаться ко взрослому с самыми  разнообразными вопросами. Однако, к концу четвертого года у ребенка ещё не достаточно устойчиво внимание, поэтому они не всегда могут выслушать ответ взрослого до конца.

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. Дети шире используют такие части речи как местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов. Чаще слышны в речи предлоги и союзы, появляются притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные.

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых часто отвечает простыми распространенными предложениями, иногда сложными (сложноподчиненными, сложносочиненными). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Однако дети этого возраста допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания, допускают ошибки при употреблении несклоняемых существительных, неправильно изменяют по лицам глаголы.

В этом возрасте ребенок ещё не способен последовательно, логично рассказать о событиях, свидетелем которых он являлся, пересказать содержание сказки, раскрыть содержание сюжетной картинки. Речь всё ещё носит ситуативный характер.

Движения органов артикуляции становятся более координированными, что способствует правильному произношению многих звуков. Дети более четко произносят свистящие звуки, появляется звук Ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза. Как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, а заменяют их на твердые свистящие; сонорные Р и Л заменяют на й или ль. В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши ещё нередко пропускают звуки, слоги, переставляют их. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают верно сохранять структуру трех-четырехсложных слов. Совершенствуется речевой слух ребенка, они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становиться инструментом познания.

На этом этапе малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предме­тов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержа­нию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше ста­новится ребенок, тем большее влияние на его речевое разви­тие оказывает семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к кон­цу года) создает возможность ребенку полнее строить свои выска­зывания. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагатель­ные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свой­ства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (же­лезный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные мес­тоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), слож­ные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех- и более простых рас­пространенных предложений, сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем воз­растном этапе, но все же еще мало.

Рост словаря, употребление ребенком более сложных в струк­турном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: непра­вильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовы­вают слова (например, глаголы и существительные в числе, при­лагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однород­ными обстоятельствами. Однако многие все еще не могут самостоятельно связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Такое стремление спо­собствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артику­ляционного аппарата дает возможность ребенку произношения сложных звуков. В этом возрасте полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребля­ют в словах ударение. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух на­личие того или иного звука в слове, подобрать слова на задан­ный звук.

В этом возрасте дети могут до­вольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональ­но-волевое отношение к произносимому. Они способны менять громкость голоса с уче­том содержания высказывания. В особых ситуациях могут гово­рить шепотом, т. е. значительно расширяются возможности детей для использования своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности.

Итак, если к 4-м годам он не произносит 2-3 трудных звука  [р, л, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, то это уже серьёзно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

От 5 до 6 лет продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Одновременно с разви­тием самокритичного отношения к своему высказыванию у ре­бенка появляется и более критическое отношение к речи сверст­ников.   Обогащение и расширение словаря осуществляется и за счет ознаком­ления с новыми предметами, и за  счет  названий  от­дельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов,  приставок, которые дети начинают широко употреб­лять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие сущест­вительные,   прилагательные,   обозначающие   материал,   свойства, состояние  предметов. К концу шестого года жизни ребе­нок дифференцирует обобщающие существительные. Дети используют в своей речи   отвлеченные   существительные,   прилагательные,   глаголы.  За  год  словарь увеличивается  на   1000 — 1200 слов.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Он затрудняется в подборе противоположных по смыслу слов, при подборе наибольшого числа прилагательных, наречий к существительному, при подборе близких по смыслу слов. Ошибки в употреблении слов возможны при пересказах сказок, когда ре­бенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используют слова в середине).

На шестом году ребенок ов­ладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падеж­ных окончаниях существительных и прилагательных, часто пра­вильно употребляет родительный надеж существительных во мно­жественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суф­фиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), образует прилагательные от существительных (ключ от железа — железный, банка из стекла — стеклянная).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прила­гательными в косвенных надежах, употребление некоторых су­ществительных множественного числа в родительном надеже («грушев»), изменение по падежам несклоняемых имен существительных  («На пианине стоят часы»).

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно по­нято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произ­носить различной сложности слова.

В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитой фонематиче­ский слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить дру­гие более сложные задания.

От 6 до 7 лет в количественном и качественном отношении речь ребенка достигает высокого уровня, он свободно общается со взрослы­ми и сверстниками. В актив­ном словаре ребенка все чаще встречается дифференциация предметов (машина легковая и грузовая,  одежда, обувь зимняя и летняя). Он пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, употребляет в своей речи отвлеченные понятия, слож­ные слова (длинноногий жираф). Расширяется многозначность употребления слов (чистая ру­башка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы. Он может точно подо­брать слова при сравнении предметов или явлений; все чаще пользуется сложными предложениями, включает причаст­ные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словар­ного запаса ребенка. Боль­шое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость, логичность изложения. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно описать предмет, раскрыть содержание картин­ки, пересказать содержание небольшого художественного про­изведения, придумать сказ­ку. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, может представить события, которые предшествовали содержанию картинки, придумать, как бы могли разви­ваться события дальше.

В этом возрасте дети правильно согласуют между собой слова, употребляют падеж­ные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жиз­ни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произ­носит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фра­зы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может гово­рить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи, пользуется инто­национными средствами выразительности.

Ребенок имеет достаточно раз­витое фонематическое восприятие, Он приобретает навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в сло­вах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки, устанавливать после­довательность звуков в словах, членить слова на слоги, пред­ложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем   для усвоения грамоты в школе. Все это дает возможность ребен­ку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери во время беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность. Вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – бьют по ребенку без промаха ещё до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи проявляются в несовершенстве моторики. Моторные трудности отразятся в дальнейшем на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ними потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. С малышом нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолого-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слов. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника.

И ещё один очень важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он всё понимает, с интересом слушает. И казалось бы всё идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становиться капризным и вялым. Это происходит потому, что ещё слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того, чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов, в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть. Очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

19940cookie-checkРечевое развитие ребенка