Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР.
Распечатать

Психологический анализ деятельности общения.

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью. Не следует отождествлять понятия «речь» и «язык». Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Каждый человек по-своему осуществляет это общение, но при помощи одних и тех же языковых средств, которыми пользуется данная нация. А язык представляет собой систему этих средств (звуки, слова, предложения, связи между ними), то есть звуковой и словарный запас, а также грамматические формы. Язык возникает в ходе развития общественного производства в процессе речевого общения между людьми и устанавливается человеком в готовом виде.

Речь возникла в процессе совместного труда в коллективе, когда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы в силу каких-то причин ребенок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне.

Чтобы речь была надежным средством общения, она должна отвечать определенным требованиям, обладать необходимыми качествами. Эти качества можно разделить на две группы.

К первой относятся те, которые делают речь правильной с точки зрения лексики, фонетики, построения фраз, отсутствия неточных, неправильных и ненужных слов.

Ко второй группе относятся те качества речи, благодаря которым она без искажений доносит до сознания слушателя мысли говорящего и оказывает на слушателя желаемое действие, убеждает его. Сюда относятся содержательность речи, ее ясность, понятность, правильная форма изложения, логичность, выразительность, образность, эмоциональность, убедительность.

Если речь правильно выражает мысли и чувства человека, она будет легко восприниматься слушателем. Если же говорящему самому не ясны свои мысли или он безразлично относится к ним, то они и восприняты будут соответственно.

Влияние общения на общее развитие ребенка.

Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.

Обогащение опыта детей прослушиванием речи помогает детям преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни и ликвидирует его отставание только в том случае, если занятия включены в живое общение ребенка с окружающими людьми.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

— в самой области общения;

— в области любознательности детей;

— в сфере их эмоциональных переживаний;

— при формировании любви к взрослому;

— в сфере овладения речью;

— в сфере личности и самосознания детей.

Так, для всех маленьких детей очень важно, что взрослый – необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Ребенок, состоящий в тесном общении с взрослым, с огромным желанием стремится походить на него, действовать по его образцу. В общее задача, выдвигаемая взрослым, естественно, с готовностью принимается ребенком; в общении ребенок черпает энергию для ее решения.

Все, сказанное выше, относится главным образом, к общению ребенка с взрослым. Но на детей, несомненно, воздействует также общение со своими сверстниками.

Основываясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, М.И.Лисина выдвинула гипотезу, согласно которой контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению.

Онтогенез коммуникативной деятельности.

Мы придаем важнейшее значение исследованию возникновения общения потому, что, наблюдая, как оно появляется, можно отчетливо увидеть специфические черты коммуникативной деятельности и глубже понять ее природу.

Необходимо сосредоточить основное внимание на формировании потребностно-мотивационной сферы ребенка. Что побуждает его к общению и существует ли вообще особая, отдельная от других потребность в общении с другими людьми?

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватыва6еет все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.

Сфера общения в последние два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Однако разные исследователи вкладывают в понятия общения далеко не одинаковый смысл. Так, один называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; другие считают правомерным говорить об общении человека с природой и самим собой.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между частниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Предложить определение общения – важное дело, но им нельзя ограничиться, требуется дать его понимание. Рассматривая общение, как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения для нас является термин – коммуникативная деятельность.

Связь общения и деятельность можно понимать по-разному:

— как две примерно равнозначные категории;

— общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения;

— общение может интерпретироваться как особый вид деятельности.

Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда.

С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:

— развитие мотивов общения;

— развитие средств общения;

— совершенствование форм общения.

Влияние общения на развитие маленького ребенка происходит следующим образом:

— благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

— благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

— путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

— на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

— благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

— вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начал при общении их друг с другом.

Но как происходит общение детей в семье, со сверстниками? Каково педагогическое общение?

Общение детей в семье. Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены.

Важно правильно организованное воспитание ребенка-дошкольника в семье. Именно в этом возрасте закладываются основные черты характера, проектируется его личность. Основная характерная черта здоровой семьи – то, что она является коллективом, где все члены семьи имеют свои обязанности и живут общими интересами, и дети чувствуют себя помощниками старшим.

Дефицит эмоционального общения в семье, недостаток внимания со стороны близких способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности. Семья – колыбель духовного роста, основной фундамент воспитания культуры общения.

В последние десятилетия сделаны замечательные открытия. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически.

Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым.

1 – потребность во внимании взрослого;

2 – необходимость в сотрудничестве или в соучастии взрослого;

3 – необходимость в уважительном отношении взрослого;

4 – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать  способам правильного общения с ребенком.

Общение ребенка со сверстниками. На детей, несомненно, воздействует также общение со своими сверстниками. Первое время после рождения ребенок общается  с взрослыми, но очень скоро выясняется, что ему недостаточно контактировать только со старшими, у него появляется, а затем все более усиливается потребность в общении с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми.

Очень важно в процессе общения детей помогать им устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением.

Дошкольники очень чувствительны к тому, как относятся к ним сверстники. Эти переживания эмоционально значимы для ребенка, они побуждают детей занимать определенную позицию в отношениях с окружающими.

Объединению детей в коллектив способствуют игры. В игре ребенок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. В игре ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе.

В пределах дошкольного детства сфера общения детей со сверстниками намного уступает сфере общения с взрослыми по содержательности контактов и глубине личностных связей. Тем не менее она имеет большое значение в жизни ребенка благодаря своему непринужденному раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске, щедрой насыщенности элементами воображения и фантазии.

Педагогическое общение. Не менее важно то, как сам педагог, воспитатель общается с дошкольниками и их родителями; какие коммуникативные средства использует при этом, как ведет себя в тех или иных ситуациях.

Ответственный и творческий труд педагога – это подлинно гуманные и демократические его взаимоотношения со своим воспитанниками, их родителями, коллегами, которые должны строиться на незыблемых принципах культуры педагогического общения:

— оправдывать доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;

— соблюдать этику общения, координировать свои действия;

— быть хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг профессиональной компетенции;

— зная, что педагогическое общение требует духовной и физической выносливости, постоянно развивать это качество.

Общение воспитателя с дошкольниками таит в себе всегда много неожиданного. Развитие общения с детьми значительно усложняется из-за перепадов настроения – от легкости и свободы до резкости, раздражительности, ранимости. Все эти перепады настроений с рудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения.

Общение воспитателя со своими дошкольниками представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах, контактов.

Необходимо постоянно разнообразить форму общения воспитателя с детьми, максимально исключая его стереотипность по жестко заданной схеме. Трафарет скучен.  Интересно явно выраженное комбинирование объяснения, опроса, закрепления.

Особенности коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи. При нормальном развитии речи дети  к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.  Однако, не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и сохранном интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Наряду с соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры, на формирование игры как деятельности

Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности у детей с ОНР.

Экспериментальное изучение общения дошкольников проводилось с целью изучения особенностей коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи и было организовано в Муниципальном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка». В нем принимали участие 20 испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа) и 20 детей, у которых речевое развитие соответствует возрасту (контрольная группа).

В ходе эксперимента использовались самые разнообразные методы исследования детей: анкетирование, непосредственное наблюдение за общением детей в группе, на улице, со сверстниками, с педагогами (воспитателями); изучение продуктов детской деятельности (рисунков), лабораторный эксперимент (моделирование экспериментальных ситуаций), обобщение независимых характеристик (высказывания воспитателей и родителей об особенностях общения и поведения детей).

Методика констатирующего эксперимента была представлена тремя основными сериями:

1 – изучение общения ребенка со сверстниками;

2 – изучение общения ребенка в семье;

3 – изучение общения ребенка с воспитателями группы.

В основу коммуникативных умений и навыков дошкольников были положены следующие критерии:

— содержание речевого общения;

— структура речевой продукции детей: характер языкового оформления, грамматическая и лексическая полнота используемых для общения фраз;

— использование для общения паралингвистических средств.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать следующие умения общения со сверстниками:

— использовать речевые этикетные формулы; установление контакта; выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета;

— внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Первая серия констатирующего эксперимента включала изучение общения ребенка со сверстниками и была представлена тремя основными методиками:

1 – социометрический эксперимент, который проводился в виде игры «Секрет» для выяснения причин выбора детьми того или иного партнера для общения (Т.А.Репина);

2 – анализ причин изоляции дошкольников и изучение лидера группы (по окончании методики определялась причина «выпадения» ребенка с ОНР из коллектива);

3 – изучение коммуникативных умений детей и влияние их взаимоотношений на эффективность совместной деятельности (интерпретация методики Я.Л.Коломинского): в результате выясняется:

— умеют ли дети договариваться между собой;

— умеют ли приходить к общему решению;

— как дети приходят к общему решению, какие средства используют;

— как относятся к результату деятельности.

Показатели, которые использовались в качестве основных параметров оценки готовой коммуникативной продукции, таковы:

а) степень речевой активности пары;

б) характер обмена высказываниями – репликами, учет их содержательной и конструктивной связи;

в) специфика использования паралингвистических средств.

Вторая серия констатирующего эксперимента включала изучение общения дошкольника в семье и была представлена тремя методиками:

1 – анкетирование родителей (Бычкова, Павлова) с целью выяснения особенностей общения близких родственников с ребенком;

2 – методика, направленная  на изучение особенностей внутрисемейных отношений (рисунок на тему «Моя семья»  по Г.П.Хоментаусгасу);

3 – изучение личностных ожиданий общения ребенка в семье.

Третья серия эксперимента была представлена четырьмя методиками, направленными на изучение общения ребенка в условиях педагогического коллектива:

1 – определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми (М.И.Лисина);

2 – выявление представлений дошкольников об отношении к ним педагога (выясняется, насколько адекватно дошкольники оценивают отношение педагога к себе и сверстникам, умеют ли соотнести его с особенностями своего поведения);

3 – определение отношения ребенка к воспитателю путем анализа его рисунка на тему «Мой воспитатель» (Павлова);

4 – изучение навыков культуры общения с воспитателем (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина).

Оценка коммуникативных умений и навыков возможна лишь на основе тщательного исследования деятельности общения в различных условиях контакта в коллективе сверстников, в семье, в ситуациях взаимодействия с воспитателем группы.

Рассмотрим полученные результаты и сделаем некоторые выводы.

Изучение характера общения дошкольников со сверстниками начиналось с эксперимента «Секрет», Полученные данные занесены в таблицу № 1.

 

таблица № 1

Количественное распределение детей по данным социометрического эксперимента

Категория испытуемых Число детей в статусных категориях (%) Коэффициент взаимности (%)
предпочитаемые принятые непринятые изолированные
Дети с ОНР 10 50 20 20 15
Дети с нормальным уровнем речевого развития 15 70 10 5 40

 

Отношения между детьми с общим недоразвитием речи оказались не столь благоприятны,  как между детьми с нормальным речевым развитием.

В результате проведения исследования были выделены 4 основные группы вербализуемых мотивов.

В 1 группу были отнесены дети, которые не могли четко объяснить причину выбора партнера для общения. Такие дети выбирали без осознанного мотива.

Ко 2 группе относятся дети, которые в процессе беседы выделили лишь положительное отношение к сверстникам «Он хороший», и больше ничего не объяснили.

3 группа – эти дети выбрали для общения сверстников из-за положительного поведения ребенка в группе.

4 группа – причина выбора партнера такими детьми – интерес к совместной деятельности или положительные качества сверстников, проявляющиеся в совместной деятельности «Я с ней дружу, мы играем вместе».

 

таблица № 2

Категория испытуемых Мотивы выбора партнера для общения

(количество детей в группе, %)

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Дети с ОНР 40 40 13 7
Дети с нормальным уровнем речевого развития 10 40 20 30

 

Исходя из полученных данных видно, что если дети с нормальным речевым развитием вполне ясно могли объяснить причину выбора того или иного партнера для общения (например, Павел В. Так объяснил причину своего выбора: «Я Денису хотел бы подарить первый подарок. Вот ему захотелось. Мы с ним друзья. Вот он забыл сегодня дома шорты, а я ему свои дал, у меня запасные были. Мы вообще-то с ним никогда не деремся, вместе всегда играем в разные игры». И только 10 % не смогли объяснить критерии выбора.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, они в основном объясняли свой выбор короткими фразами: «Я с ним (с ней) дружу» или «Не знаю».

Анализ полученных результатов дает основание говорить о том, что дети с общим недоразвитием речи недостаточно осознают причины, влияющие на положительные и отрицательные взаимоотношения людей.

В процессе наблюдения, кроме причин «выпадения» ребенка из коллектива сверстников, также выяснялся уровень речевого развития детей. Мы определяли характер ребенка, его деятельность, агрессию. Наблюдая за «изолированными» детьми и беседуя с ним, мы сделали вывод, что причиной «выпадения» ребенка с ОНР является низкий уровень сформированности его коммуникативных средств.

А, наблюдая за поведением «лидеров» группы оказалось, чтобы стать лидером, необходимы:

— активность (как речевая, так и двигательная);

— успех во всех видах деятельности;

— наличие положительных черт характера.

При проведении методики «Рукавички» (интерпретация методики Я.Л.Коломинского) являлось целью выяснить, как детьми умеют договариваться в совместной деятельности, с помощью каких средств. Дети распределялись по парам, и выбранные пары должны были одинаково разукрасить пару рукавичек на листе бумаги. Детям предлагался один набор карандашей. На успешность выполнения задания не влияли навыки изобразительной деятельности дошкольников.

Выделялись отрицательные, положительные и нейтральные взаимоотношения.

Таблица 3

Распределение детей с учетом характера взаимоотношений между ними.

Характер выполнения детьми экспериментальной задачи (%)
Категория детей

 

 

Справились

с заданием полностью

Справились

с заданием частично

Не справились с заданием
Дети с ОНР 45 40 15
Дети с нормальным уровнем речевого развития 100 0 0

 

В результате, оказалось, что только 45 % детей с ОНР полностью справились с заданием. И что интересно, ими оказались «лидеры» группы. В процессе занятия эти дети с речевыми нарушениями громко обсуждали то, как они хотят разукрасить рукавички, каким цветом, часто отвлекались. Использовали ластик для того, чтобы сделать свой рисунок таким же, как у сверстника; старались  проводить четкие линии, рисовали в приподнятом настроении.

У детей с ОНР, которые частично справились с заданием (40 % от общего количества детей) наблюдалась нечеткость линий, тусклость цветовой гаммы, простые узоры. Такие дошкольники обменивались высказываниями в процессе рисования, в конце концов приходили к общему решению, но выполняли задание на более низком уровне.

15 % дошкольников с речевыми нарушениями вообще не справились с заданием. Сначала они разукрашивали рукавички, но при первых затруднениях отказались от задания, сказав, что не хотят рисовать.

Дети с ОНР, которые частично справились с заданием и вообще не справились, общались между собой очень тихо, иногда – шепотом, смущались, закрывали рисунки от экспериментатора.

Характер общения дошкольников в семье. В результате проведенного анкетирования родителей выделили тир уровня общения родителей и детей: достаточно высокий, средний, минимальный.

Рисунок 1

Результаты анкетирования родителей

При достаточно высоком уровне общения родителей и детей с ОНР наблюдались объемные, развернутые ответы родителей. Было приведено множество примеров из жизни дошкольника. Заметно, что родители с увлечением отвечали на вопросы анкеты, им было интересно.

Минимальный уровень общения: родители отвечали «Да», «Нет».

Далее, контрольной и экспериментальной группам детей было предложено задание: нарисовать «Свою семью».

Исследуя рисунки детей экспериментальной группы, мы обращали внимание на следующие характеристики изображения.

Уменьшение состава семьи. (Например Владик К. не нарисовал папу, так как родители развелись. Сказал, что больше никого не хочет рисовать. Наблюдалась неаккуратность, торопливость, небрежность рисования; у людей на рисунке отсутствовали пальцы рук; не было шеи, плеч,; наблюдалась нечеткость линий).

Наблюдались случаи, когда ребенок не рисовал себя, что свидетельствовало об отсутствии чувства общности в семье.

Таблица 4

Анализ рисунков детей на тему «Моя семья»

Категория детей Интерес к заданию (%) Состав изображаемой семьи (%) Пол (%) Техника выполнения (%)
+ полная неполная + высокая низкая
Дети с ОНР 30 70 65 35 35 65 15 85
Дети с нормальным уровнем речевого развития 80 20 95 5 100 0 95 5

 

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого. При этом надо иметь также в виду, что кажущиеся комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Таблица 5

Характер речевого сопровождения рисунков детей на тему «Моя семья»

Речевой сопровождение испытуемых
Наличие Отсутствие
ОНР Норма ОНР Норма
30 % 85 %  

70 %

 

15 %

Констатирующая речь Планирующая речь Констатирующая речь Планирующая речь
100 % 25 % 75 %

 

При изучении личностных ожиданий общения ребенка в семье необходимо отметить недостаточную степень критичности детей по отношению к себе, проявляющуюся в явно завышенной оценке своих поступков с позиции родителей. Слабо осознавая специфику семейных взаимоотношений, дети экспериментальной группы практически не способны выразить их с помощью рисунка. Вместе с тем, и родителям детей с ОНР не всегда удается установить с ними адекватный психологический контакт, в результате чего нарушается характер семейных взаимоотношений, что приводит в дальнейшем к трудностям адаптации ребенка в детском коллективе.

Методики, направленные на исследование коммуникативной деятельности дошкольников с воспитателями, а также на изучение отношения детей к воспитателям группы, позволили тщательно проанализировать состояние коммуникативного поведения детей с ОНР в условиях их психологического контакта с педагогами.

Выяснилось, что у дошкольников с ОНР значительно отстаёт по основным параметрам развития процесс общения со взрослыми, что вызывает значительную задержку становления его основных форм: внеситуативно-деловой, внеситуативно-личностной.

При выявлении представлений дошкольников с ОНР об отношении к ним педагога было обнаружено отсутствие у них не только четкого осознания своих положительных и отрицательных качеств, но и оценки своих возможностей, реализуемых в различных видах деятельности.

Когда же детям было предложено нарисовать «Своего воспитателя», выяснилось, что у дошкольников с речевой патологией рисунки были невыразительные, отсутствовал сюжет. Рисунки таких дошкольников по основным параметрам были похожи на рисунки на тему «Моя семья».

Работы детей с нормальным речевым развитием были выполнены на достаточно высоком уровне. Такие дошкольники рисовали с речевым сопровождением. Параллельно они рассказывали о различных случаях, которые происходили в группе или на прогулке.

 

Таблица 6

Анализ рисунков детей на тему «Мой воспитатель»

Категория детей Интерес к заданию (%) Пол (%) Техника выполнения (%)
+ + высокая низкая
Дети с ОНР 35 65 35 65 10 90
Дети с нормальным уровнем речевого развития 80 20 100 0 95 5

 

 

 

 

Таблица 7

Характер речевого сопровождения рисунков на тему «Мой воспитатель»

Речевой сопровождение испытуемых
Наличие Отсутствие
ОНР Норма ОНР Норма
30 % 85 %  

70 %

 

15 %

Констатирующая речь Планирующая речь Констатирующая речь Планирующая речь
100 % 25 % 75 %

 

В результате, можно сказать, что процесс общения дошкольников с ОНР с взрослыми характеризуется значительным отставание от нормы. Не сформированными оказались все параметры коммуникативного акта: его мотивы, цели, содержание и средства.

Методические рекомендации по формированию коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные направления и задачи методических рекомендаций.

Формирование полноценной речевой деятельности невозможно вне двух взаимосвязанных параметров:

— вне предметно-практической или интеллектуальной деятельности ребенка;

— вне социальной жизни ребенка.

Перед воспитателями и родителями неизбежно встает ряд вопросов:

— Что мы должны формировать в первую очередь: набор языковых единиц? Знания о законах их функционирования? Навыки пользования ими? Или потребность в их использовании?

— Какое участие должен принимать ребенок в процессе обучения?

— Каким образом должны быть организованы тренировочные упражнения?

По мере того, как меняется формулировка цели коррекционного обучения: «обучению языку», «обучение речи», «формирование полноценной речевой деятельности»,  должна меняться и система обучения: заданная цель может быть достигнута только с помощью адекватных ей средств.

Несовершенство языковой способности, отсутствие возможности к вербальному саморазвитию не позволяют нам использовать имитационные упражнения, создание речевых и языковых образцов по аналогии – как основной способ формирования коммуникативной деятельности.

Обучение речевому взаимодействию должно включать подготовительную работу по освоению языковых средств, требующихся для использования в различных ситуациях. Наряду с подобной языковой работой необходимо проводить подготовительные предкоммуникативные упражнения, направленные на формирование навыков довербальной коммуникации, а затем операционного плана использования языкового материала – отработки умений, связанных с восприятием чужих реплик, формированием собственных в соответствии с потребностями общения, коммуникативной установкой и ситуацией общения.

Предкоммуникативные умения и навыки:

— умение выражать основные речевые функции (подтвердить что-то, уточнить, согласиться и т.д.;

— умение высказываться целостно (сохраняя общий замысел и тематику);

— умение высказываться логично и связно;

— умение высказываться продуктивно (насыщенность высказывания);

— умение передать виденное и пересказать прочитанное или услышанное;

Собственно коммуникативные умения:

— умение вступать в общение и поддерживать его с учетом социального статуса собеседника, а также быть инициатором его завершения в социально принятой форме;

— умению проводить свою стратегическую линию;

— умение говорить самостоятельно (без внешних стимулов);

— умение высказываться экспромтом (без предварительной подготовки);

— умение говорить в нормально темпе выразительно;

— умение понимать сказанное собеседником однократно в нормальном темпе;

— умение переспрашивать собеседника, если требуется уточнения и пояснения;

— умение использовать невербальные средства общения;

— умение общаться в различных организационных формах общения.

При организации обучения детей с первых минут мы сталкиваемся с необходимостью формирования у детей умений вести диалог. И в дальнейшем диалогическая речь является одной из основных форм реального общения.

Основой для построения общения в процессе занятий выступает предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также учебная деятельность.

На основе анализа результатов исследования коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста были предложены рекомендации воспитателям и родителям.

Необходимо объединить работу воспитателей и родителей по формированию коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Только при совместной работе обеих сторон можно достичь наивысших результатов.

Родители – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – дом – оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование системы ценностей.

В дошкольном возрасте ребенок большую часть времени проводит в детских учреждениях. И именно от культуры общения, от способов общения воспитателей зависит развитие общения ребенка, развитие полноценной личности.

Родители и воспитатели должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого необходимо запомнить следующее.

  1. Для ребенка именно воспитатели и родители являются образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ними.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Родителям и воспитателям принадлежит исключительно активная роль в обучении ребенка умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать н6а вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени.
  7. По возможности нужно присоединиться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. Очень важно уважать индивидуальность, неповторимость каждого ребенка, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
  9. Необходимо стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
  10. Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

В воспитании детей помогут методические рекомендации с целью:

  1. формирования гуманных отношений в общении между взрослыми и детьми;
  2. формирования гуманных отношений в общении между детьми;
  • совершенствования собственных умений общения;
  1. становления правил поведения в процессе общения с детьми.
  2. Методические рекомендации для воспитателей и родителей дошкольников, направленные на формирования гуманных отношений в общении между взрослыми и детьми.
  3. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми (обращайтесь по имени, занимайте позицию на уровне глаз у ребенка, используйте тактильное прикосновение).
  4. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение:

— Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

— Не возникает ли желание перебить его?

— Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

  1. Следите за собственной речью (помните, что она – отражение вашей личности).

Проанализируйте собственную речь:

— исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей;

— обратите внимание на интонирование;

— постарайтесь избавиться от слов-«паразитов».

  1. Помните, что ребенок является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.
  2. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
  3. Чаще улыбайтесь в процессе взаимодействия с ним, это способствует благоприятному психологическому микроклимату.
  4. учитесь видеть себя со стороны:

— чаще анализируйте собственную деятельность;

— стремитесь ставить себя на место ребенка;

— развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

  1. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

— требований («Не мешай», «Перестаньте ссориться»);

— наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

— нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);

— оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это сделал ты»);

— возмущения;

— предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя  никогда ничего хорошего не дождешься!»);

— вопросов к детям: «Кто ударил?». Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.

  1. Рекомендации, направленные на формирования гуманных отношений в общении между детьми.
  2. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы, то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощанье говорят… (до свидания) и т..д
  3. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:

«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

— «Комплимент» — принимающий кивает головой и говорит в ответ: «Спасибо, мне очень приятно!».

  1. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

— предложите детям «Дневник настроения»;

— предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции»:

  1. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест, а затем предложение игры:

«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» — ребенок изображает походки кого-либо;

«Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».

  1. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

— изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга и т.д.;

— произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, быстро-быстро, грустно, радостно и т.д.

  1. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
  • Рекомендации для взрослых с целью совершенствования собственных умений общения.
  1. Развитие умений устанавливать контакт. Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику, улыбка, комплимент, приветливый взгляд.
  2. Развитие умения слушать
  3. Развитие невербальных умений. Особое внимание следует обращать на манеру, позу, жесты и мимику собеседника.

Задание:

— усвойте перед зеркалом основные особенности своей мимики: восторг, удивление;

— включите телевизор и выключите звук. Попытайтесь по позам, жестам, мимике определить эмоциональный настрой людей;

Проследите за собой: в какой мере вы используете жесты в процессе общения? Не преследуют ли вас жесты-«паразиты?» Не злоупотребляете ли вы одной и той же группой жестов?»

  1. Развитие речевых умений.

Стремитесь, чтобы в вашей семье стало привычкой:

— утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;

— благодарите друг друга;

— при расставании помимо слов прощания говорите пожелания;

— старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

  1. Развитие умения воспринимать и понимать партнера.
  2. Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации:

— ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;

— не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает длительный дискомфорт для детей;

— если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в нее ребенка в качестве свидетеля;

— под «горячую руку» не формируйте у ребенка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйся, Володя, какой у тебя отец»;

— умейте вовремя поставить точку  овладеть собой в процессе ссоры.

 

  1. Также важен ряд правил поведения в процессе общения взрослых с дошкольниками.
  2. Дайте понять вашему ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть.
  3. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку.
  4. Обратите внимание, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
  5. Прежде чем начать общаться с ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.
  6. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
  7. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями.
  8. Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
  9. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы.
  10. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  11. Не допускайте, чтобы ребенок находился наедине со своими переживаниями.
  12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей.
  13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занята..», «Вечно ты во все лезешь».
  14. Совершенствуйте коммуникативные навыки и умения детей.

Благодаря данным рекомендациям происходит обучению правильному, культурному общению не только детей. Рекомендации направлены также и на формирование общения самих родителей и воспитателей. Ведь, как мы знаем, дети дошкольного возраста строят свои высказывания на подражании взрослым. И от того, насколько правильно и этично общается сам взрослый, во многом зависит и культура общения детей.

 

В современный период развития коррекционной педагогики особую активность приобретают проблемы исследования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, выявление их потенциальных возможностей к установлению речевого контакта с собеседниками, реализуемого в рамках определенной программной ситуации.

Экспериментальное изучение общения дошкольников проводилось с целью изучения особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР.

При проведении исследования ставились следующие конкретные задачи:

— подбор методик исследования коммуникативной деятельности и апробация их на детях старшего дошкольного возраста с ОНР и детях с нормальным речевым развитием;

— изучение коммуникативных умений и навыков детей, реализуемых ими в семье, в общении с педагогами и в общении с сверстниками.

Методика  была представлена тремя основными сериями:

— изучение общения ребенка со сверстниками;

— изучение общения ребенка в семье;

— изучение ребенка в общения ребенка с воспитателями группы.

В основу коммуникативных умений и навыков дошкольников были положены следующие критерии:

— содержание речевого общения;

— структура речевой продукции детей: характер языкового оформления (слово, словосочетание, предложение); грамматическая и лексическая полнота используемых для общения фраз);

— использование для общения паралингвистических средств

Экспериментальное изучение коммуникативных умений и навыков детей с общим недоразвитием речи, было проведено в сравнительном плане с нормально развивающимися детьми, и оно позволило сделать ряд принципиальных для настоящего исследования выводов.

Проведенное исследование позволило получить данные о специфике становления общения детей с общим недоразвитием речи на этапе дошкольного детства, а также о социально-психологических особенностях развития личности дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающими – взрослыми и сверстниками.

По итогам работы выявлено своеобразие процессов общения, взаимодействия, совместной деятельности и межличностных отношений как тесно взаимосвязанных, однако не совпадающих явлений, имеющих свою специфику применительно к детям дошкольного возраста.

В процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, реализуются, а с другой – формируются межличностные отношения детей.

Анализ характера общения при организации продуктивной деятельности выявил влияние разного содержания мотивов участия в ней детей на своеобразие запрещающих коммуникативных воздействий. Установлено, что характер мотивов ребенка-организатора обусловливал  своеобразие его эмоционально-оценочных воздействий по отношению к сверстнику, определяя их доброжелательную направленность.

Из полученных данных следует важный вывод от том, что при воспитании ребенка с общим недоразвитием речи как будущего участника совместной учебной деятельности, будущего члена трудового коллектива у него следует формировать направленность, базирующуюся на двойной ориентации: на саму деятельность и интересы и особенности партнера. Кроме того, представленные материалы о разных типах поведения детей и мотивах, лежащих в их основе, могу  явиться базой для осуществления индивидуального подхода к детям в этом воспитательном процессе.

В представленном исследовании затронут широкий спектр теоретических  практических вопросов развития личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях общения и взаимодействия с окружающими его людьми.

При анализе полученных результатов о коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были обнаружены у них стойкие нарушения всех звеньев процесса общения, которые проявляются в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, трудностях выбора и организации вербального и невербального способа осуществления данного вида деятельности, несовершенства фонетических, лексико-грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта.

На статусное положение  ребенка с общим недоразвитием речи оказывает существенное влияние тяжесть речевого дефекта и уровень развития его познавательной деятельности.

Экспериментальное изучение общения детей с ОНР обеспечил достаточно объективными данными, отражающими специфику коммуникативного поведения исследуемой категории детей. Анализ процесса общения детей данной категории показал, что оно значительно отличается от процесса общения их нормально развивающихся сверстников как по уровню своего развития, так  по основным качественным показателям. Ограниченные возможности речевой коммуникации нередко сопровождались снижением мотивационно-потребительской сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств, сравнительно медленным усвоением понятий.

По результатам проведенных исследований были выделены три группы детей с ОНР по степени сформированности у них коммуникативных умений и навыков.

1 группа (55 % детей с ОНР) – наиболее легкая категория детей для выбора коррекционного воздействия.

2 группа (30 % детей с ОНР) – более низкий уровень развития. Такие дети пользуются простыми предложениями; наблюдаются затруднения в построении высказываний.

3 группа (15 % детей с ОНР) – возможности общения таких детей весьма ограничены. Уровень речевых высказываний минимальный. Эта категория детей, которые редко обращаются к сверстникам или взрослым с просьбами или инициативами; часто играют одни.

Важным условием хорошего делового взаимодействия являются благоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому детей необходимо также учить устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Это требует усвоения детьми приемов эмоционально благоприятного межличностного общения

Целостное изучение аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР, свидетельствующее о наличии у них стойких нарушений речи и когнитивного поведения, убедило в необходимости предложения методических рекомендаций родителям и воспитателям, направленных на формирование положительных отношений в процессе коммуникативной деятельности между взрослыми  детьми.

21920cookie-checkРазвитие коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР.