Особенности развития медлительных детей.
Распечатать

Медлительные дети относятся к особым группам риска прежде всего потому, что еще до школы они испытывают массу негативных реакций от того, что они «не такие как все», что они «другие». Взрослые стараются «переделать» их, порой не считаясь с их возможностями, не замечая того, что они страдают, что нарушается их развитие, ухудшается здоровье. Начало систематического обучения до школы или в школе для таких детей становится новым витком непонимания, несоответствия общим требованиям, ощущения собственных проблем и неудач. Для того чтобы этого не произошло, чтобы они нормально пережили адаптацию в школе, необходимо знать и учитывать их особенности. Для того чтобы особенности медлительных детей и их проблемы представить наиболее четко, нужно понять, что еще до школы многое зависит от отношения взрослых к медлительному ребенку. Оно бывает разным. Представим себе два варианта:

  1. Ребенок — медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут. И он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Фактически он не будет испытывать особых осложнений ни в детском саду, ни в школе до тех пор, пока интенсивность работы не превысит его возможностей. Вот тогда и появятся проблемы.
  2. Ребенок — медлительный, но окружающие взрослые (дома и в детском саду) не понимают, не считаются с этой особенностью. Трудности медлительных детей настолько многообразны, что порой даже специалист не сразу определит, что причина, а что следствие. Сложно с этими детьми педагогу; чаще всего не хватает терпения и понимания родителей, но больше всех страдает ребенок.

Иногда все начинается, кажется, с мелочей, на которые ни педагог, ни родители особого внимания не обращают: это может быть и медленный темп работы, и трудности переключения, и неумение быстро сосредоточиться. Что-то «списывается» на возраст (еще не привык, маленький), что-то на воспитание, что-то на нежелание. Так упускается очень важный момент начала трудностей, когда их относительно просто обнаружить, когда они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, пока одна проблема не тянет за собой другую, третью. Чем позднее учитель и родители обратят на них внимание, чем безразличнее и бездушнее отнесутся к неудачам ребенка, тем тяжелее будет разорвать сложившийся круг трудностей и неудач. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности возникают уже не только из-за реальных причин, но и от того, что теряется уверенность в своих силах. Если при этом наказывают и учитель (плохой оценкой), и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться «отбивается» надолго, иногда навсегда, и вместо поиска путей выхода, вместо борьбы ребенок сдается, теряет интерес и желание учиться, начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все старания бесполезными.

Специальные психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или неспособен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что может решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, если все время только неудачи, то, естественно, наступает момент, когда он сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». А раз никогда, то и стараться незачем, бессмысленно, бесполезно.

Хронический дефицит времени, на который обречен медлительный ребенок, является столь же сильно действующим психотравмирующим фактором, как и различные отрицательные ситуации. Однако реакция на «временной цейтнот» может быть затянута во времени. Исследования показывают, что не «острый», а именно хронический, продолжительный дефицит времени является фактором риска. Длительная работа в условиях такого цейтнота сопровождается неприятными ощущениями, учащением сердечного и дыхательного ритма и другими изменениями функций организма, т. е. отрицательным эмоциональным напряжением. Но ведь ребенок работает в таком состоянии не день и не два! Подобные нагрузки явно не по силам детям со слабой нервной системой, тем более что дефицит времени не единственный отрицательно действующий фактор. Учебная нагрузка постоянно в течение года и от класса к классу увеличивается; растут размеры и интенсивность учебных заданий, объем информации, которую нужно воспринять и усвоить. Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок, естественно, сам «растягивает» его. А если время ограничено? Что происходит тогда?

Эти вопросы изучались физиологами экспериментально, и оказалось, что одни люди в ситуациях ограничения времени продолжают выполнять задание, но делают все больше и больше ошибок, другие реагируют только на часть задания, третьи как бы отсекают какую-то часть, хотя по инструкции должны выполнить все. Так же вынуждены поступать медлительные дети в условиях постоянной нехватки времени. Специалисты считают, что такое поведение (ограничение задания) естественная реакция на информационные перегрузки, что в целом отражает саморегуляционную деятельность мозга.

А вот еще один интересный факт, полученный в экспериментах на животных, но объясняющий пове­дение детей. Животным создавали ситуацию возрастания информационных нагрузок, и в ответ они усиливали двигательную активность, что рассматривается как защитная, компенсаторная реакция, как один из механизмов разрядки эмоционального напряжения, которое возникает при временном цейтноте. По-видимому, двигательное беспокойство, неусидчивость детей также есть отражение той необходимой мышечной активности, которая способна снять эмоциональное напряжение.

Кстати, уменьшить эмоциональное напряжение, улучшить организацию деятельности, и в том числе протекание таких функций, как внимание, память и др., помогает попеременное напряжение и расслабление мимических мышц, сгибание и разгибание пальцев рук, т. е. те упражнения, которые рекомендуется проводить на физкультминутках и к которым большая часть учителей относится как к досадной и никчемной нагрузке.

Есть еще один фактор, отрицательно сказывающийся на состоянии медлительного ребенка, — это ограниченное время на отдых. Причем происходит это настолько естественно, что на это просто не обращают внимание. Поскольку ребенок многое не успевает сделать на занятиях, приходится наверстывать дома. Нередко домашние занятия превышают по продолжительности все нормы.

 

Для того чтобы понять причины и характер трудностей медлительных детей, необходимо знать отличительные особенности организации их деятельности.

  • Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис «умеет (знает) — сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.
  • У медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп буквально толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).
  • У медлительных детей почти в два раза длиннее латентная реакция (время от сигнала к действию до начала действия). Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но так же трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения осложняет для него не только освоение нового материала, но и любую работу в классе.
  • При форсировании скорости выполнения задания время выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности « подгонки».
  • Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше, и, видимо, поэтому так сложен для них процесс формирования навыка письма.
  • Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Это позволяет понять, почему у активного, с бойкой речью, быстрыми действиями учителя медлительному ребенку особенно трудно учиться.
  • Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома.

 

Все сказанное отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже. При создании для него необходимых условий, при учете его особенностей и главное — оптимального темпа качество и точность работы могут быть очень высокими.

Анализируя особенности медлительных детей, мы подчеркивали не только медленный темп деятельности, трудность переключения, но и быструю утомляемость, резкое снижение работоспособности. Все это не может не отразиться на состоянии ребенка при адаптации в школе. Его отставание словно запрограммировано, если учитель не захочет видеть его медлительность или просто не будет считаться с ней.

20560cookie-checkОсобенности развития медлительных детей.