Особенности развития леворуких детей.
Распечатать

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного и непознанного, что говорить о леворуких как об однородной, однотипной группе с определенными и характерными чертами до­вольно трудно. Хотелось бы подчеркнуть, что леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Выделяют два типа леворукости, связанных с различными особенностями межполушарной асимметрии: леворукие, у которых центр речи расположен в левом полушарии, и леворукие, у которых центры речи находятся в обоих полушариях.

Но можно выделить и леворукость различного происхождения: наследственную, или генетически закрепленную, патологическую, или компенсаторную, и вынужденную. Особенности происхождения леворукости и особенности межполушарной асимметрии, определяющей распределение функций между правым и левым полушариями, проявляются и в высших психических функциях человека, и в его деятельности, и в приспособлении к различным влияниям среды. Не менее значительны различия между людьми, имеющими неоднородное происхождение леворукости.

Леворукие дети с генетически закрепленной леворукостью — это лишь половина всех леворуких детей. Причем они могут ничем не выделяться среди своих праворуких сверстников, если их не переучивают. Так же, как и они, леворукие бывают более активными и менее активными, хорошо организуют свою деятельность и не очень, имеют или не имеют нарушения речевого развития, могут быть так же ловки и скоординированны при выполнении самых сложных движений, как некоторые праворукие, но могут быть и неловкими, как и многие из них.

В то же время у значительной части леворуких детей (как правило, с компенсаторной леворукостью) отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья. Причем (и это следует особо подчеркнуть), базовой причиной и леворукости, и всех этих нарушений часто бывают патология беременности и осложненные роды, тяжелые заболевания и травмы в раннем детстве. В этих случаях леворукость как бы сопровождает другие особенности развития ребенка.

Третий вид леворукости — вынужденная, как правило связанная с серьезной или длительной травмой или потерей правой руки.

Самые серьезные трудности, с которыми может столкнуться педагог, это проблемы леворуких детей с компенсаторной (патологической) леворукостью и проблемы переученных левшей.

При компенсаторной леворукости, возникшей в результате нарушения нормального функционирования мозга, обычно наблюдается комплекс отклонений в развитии. Дети часто неусидчивы, невнимательны, они плохо запоминают начертания букв и цифр, многие из них пишут и срисовывают зеркально. Движения неловки, порывисты, нескоординированны, линии неровные, отмечается тремор, овалы не завершены, углы треугольников сглажены, при копировании нарушены пропорции, соотношения штрихов. Речь бедная, небольшой словарный запас, нечеткость произношения. Часто не воспринимают инструкцию с первого раза. Отсутствует контроль и коррекция. Это говорит о выраженном нарушении речевого развития и зрительно-пространственного восприятия, которые являются следствием нарушения функционального развития левого полушария головного мозка.

 

Одной из самых острых проблем леворукости является проблема переучивания. Еще не так давно вопрос о выборе руки для письма и не возникал, а решался просто и однозначно: всем писать только правой рукой, несмотря на то что столь жесткие меры сопровождаются значительными школьными проблемами и даже нарушениями здоровья. Еще в 1987 году среди 7—9-летних москвичей отмечалось 13% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, но в 14—15 лет леворуких детей оказалось лишь 4%. Это свидетельствовало о том, что только треть леворуких сохранила свою леворукость.

Школьные трудности переученных левшей характерны и типичны, они, как правило, накапливаются и усугубляются в течение первых лет обучения, поэтому возможно проследить, как могут развиваться эти проблемы.

Такие дети до начала обучения письму часто хорошо развиваются, имеют хорошее здоровье, они спокойны, любят творческую деятельность. У них отмечается хорошее речевое развитие, они знают много стихов, знают и могут написать многие печатные буквы. Через несколько месяцев после начала школьного обучения появляются проблемы с письмом: дети плохо запоминают траекторию движений при письме, многие элементы букв дети пишут зеркально, линии становятся неровными, буквы некрасивыми. Трудности письма переходят и в математику. Дети начинают нервничать, злиться, отказываются идти в школу. Дети становятся раздражительными, быстро устают, появляются жалобы на плохой сон и головную боль. Дальше ухудшается состояние ребенка и успеваемость в школе. Дети начинают плохо учиться по многим предметам. Часто они очень напряженно держат ручку, рука часто устает, их почерк невозможно разобрать, на уроках постоянно отвлекаются. Сниженный фон настроения, повышенная утомляемость, плохой сон и тревожность характеризуют не просто изменение в состоянии ребенка, но свидетельствуют о нарушении психического здоровья – неврозе, причиной которого послужило переучивание, «декстрастресс» (стресс леворукой среды).

Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что они более эмоциональны и впечатлительны. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также пониманием социальных нормативов.

Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором они очень нуждаются, но, к сожалению, школьные неудачи не способствуют общению. Конфликты во взаимоотношениях со взрослыми и друзьями являются для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создают дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей, они быстро и по пустякам обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников.

В основе трудностей так называемых «переученных левшей» лежит нарушение моторных функций, а также зрительного и пространственного восприятия. Постоянные переживания своих неудач, чувство страха из-за плохо выполненного задания, навязываемый слишком быстрый темп работы, нарастающее утомление являются главной причиной срыва здоровья и ухудшения состояния нервно-психической сферы.

Каждая из проблем, с которой сталкивается леворукий ребенок, требует особого внимания и различных мер коррекции. И все же опыт подсказывает, что насильственное переучивание становится причиной не только многих трудностей, но и нарушений психического здоровья, поэтому именно переучивание считается ведущим фактором риска для леворуких детей. Важной мерой его предупреждения может быть раннее (до школы) определение ведущей руки.

Следует подчеркнуть, что у леворуких детей есть некоторые функциональные особенности, которые учитель должен иметь в виду. Большинству из них свойственно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, моделей), т. е. они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными.

Именно модели, схемы и т. п. могут быть трудны для этих детей, так как левши путают правую и левую стороны, верх и низ. Однако лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых отмечается задержка речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии), будут испытывать трудности не только в формировании навыков письменной и устной речи, чтения, но и в восприятии (понимании) речи.

Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выраженные в большей или меньшей степени) отмечаются у многих леворуких детей. Особенно трудно для них мысленное манипулирование (это, например, задания типа: «Мысленно построй фигуру, измени ее конфигурацию, поверни на 180°» и т. п.). Для них может оказаться сложным совсем легкое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т. п.

Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что фактором риска является не леворукость как таковая, даже и не леворукость вовсе, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребенка, которые и могут вызывать трудности в процес­се обучения и адаптации к школе.

Специфическим фактором риска для леворуких является только переученное левшество. Педагог, работающий с таким ребенком, должен хорошо представлять себе последствия переучивания, даже если в первое время, например, до школы ничего негативного в его развитии не отмечается. К тому же многие (и особенно первые) признаки невротических расстройств могут быть просто неизвестны педагогу.

Мы приводим анализ клинических проявлений различных видов неврозов при переучивании леворуких детей по данным А. П. Чуприкова и С. Н. Казаковой. Наиболее часто в практике школы встречаются признаки так называемого астенического невроза. При астеническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий они жалуются на усталость, они вялы, апатичны. Приготовление уроков обычно затягивается, результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов и исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон. Среди них встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффектные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у них выполнение домашних заданий. Недовольство мамы, сидящей над душой, или, еще хуже, ее окрик, упреки приводят к срыву.

Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенности, проявляющиеся в неусидчивости и значительном моторном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Среди леворуких детей достаточно часто распространены «школьные страхи»: перед неудачами в школе, порицанием со стороны учителей и родителей. Причем страхи перед письменными работами они считали вполне обоснованными и не стремились их преодолеть. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют леворуких детей при переучивании. Им снилось, будто их душат, и боялись снов, в которых в утрированном виде возникали дневные неприятности. Утром просыпались вялыми, неотдохнувшими, капризными. Обычно повышенная раздражительность, снижение аппетита и утомляемость сохраняются и днем. Состояние страха усугубляется замечаниями учителя или насмешками одноклассников над леворукостью. У некоторых детей страхи кратковременны и (если нет новых стрессов) к концу первого класса могут исчезнуть. У других появляются новые симптомы: плаксивость, головные боли, ухудшение аппетита, сна. К тому же меняется «тематика» страхов: добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти.

Нередко  у  леворуких  детей  при  переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители пытаются заставить ребенка выполнять все действия правой рукой, воздействуя и угрозами, и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и медлительность. Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, жаждут понимания, поддержки. Они очень стараются, но работать правой рукой не могут. И вместо того, чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок просто не хочет работать правой рукой, а настойчивость расценивают как капризы и упрямство. Некоторые даже запугивают детей, утверждая, что леворукость вредна для здоровья, что над леворукими все смеются, что таких не берут в армию. В результате страх писать левой рукой подкрепляется страхом оказаться несостоятельным в ряде вопросов. У детей появляется тревожное ожидание неудачи, которое приводит к ухудшению успеваемости, они не могут избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности.

Последствия таких состояний (даже если они непродолжительны) пагубно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, неудач, он становится неактивным, неуверенным, боится рисковать. У него на долгие годы остаются напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд в этом нет ничего особенного, но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружающими, и как трудна будет наша жизнь рядом с ним. Об этом стоит подумать.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной, и дневной одновременно. Этот недуг, как правило, вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за того, что ко всем проблемам, связанным с переучиванием и со школьными неудачами, прибавляются еще и эти неприятности. Все вместе еще больше снижает его работоспособность, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляются плаксивость, раздражительность. Образуется тот круг, разорвать который по силам только взрослым. Ситуация становится безвыходной.

Особую тревогу родителей вызывает, как правило, невротическое заикание. И если причиной его является переученное левшество, заикание усиливается после напряженного выполнения письменного задания правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи таких детей, записанной на магнитофон, до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно выражено заикание во время пребывания в школе. В привычной домашней обстановке его интенсивность уменьшается (А. П. Чуприков, С. Н. Казакова). Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками. Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носа) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривляние, дурачество. Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Однако насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей делают свое дело — нарушения закрепляются, ребенок начинает стесняться самого себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

В работе этих же авторов приводятся примеры довольно редких в младшем школьном возрасте симптомов истерических неврозов, также возникающих в результате насильственного переучивания левшей в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не нашел школу. Перед уходом в школу и перед контрольными может возникнуть рвота, не исключены и формы психомоторных припадков, более характерных для детей младшего возраста: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.

Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у переученных леворуких детей:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики, навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • длительное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда эти проявления отмечаются у ученика (тем более переученного), нет смысла ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать советы «знающих» людей, лучше обратиться к врачу психоневрологу или педиатру. Врач назначит нужное лечение и даст необходимые рекомендации. Однако без помощи родителей, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию невозможно. Только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.

Однако не торопитесь, не следует опять менять руку, особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы и благополучно пройден первый этап обучения (букварный период). Письмо левой рукой для леворукого ребенка в этих случаях может оказаться еще труднее, чем правой. Что же тогда делать? Как это ни сложно, и учителю, и родителям необходимо будет смириться с плохим почерком и со значительно более медленным темпом деятельности, но, кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал своей ущербности.

Другое дело, если ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание. В этом случае нельзя настаивать на праворуком письме, и разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрессовый фактор.

20640cookie-checkОсобенности развития леворуких детей.