Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Распечатать

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы и систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, песко- , кристалотерапия и др.), но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: су – джок терапия. Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса (который как правило нарушен при дизартрических расстройствах речи) и и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Су – Джок терапия

Цель:

  • Нормализовать мышечный тонус.
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга

Су-джок акупунктура (су-кисть, джок – стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддержать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колей («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках су-джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)

Никого я не боюсь»

(дети катают су-джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают су-джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  су-джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  су-джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  су-джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  су-джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(надеваем кольцо  су-джок на указательный палец)

 Список литературы

  1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст] : Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
  2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : Дефектология, № 1, 1983
  3. Крупенчук О.И. Уроки логопеда [Текст] : Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. — Литера, 2008 – С. 32.
  4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] : веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская — М. АСТ, 2007 _ 94_ с.
  5. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики [Текст] : Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
  6. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст] : Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 _ 208 _ с.
  7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
22030cookie-checkНетрадиционные методы терапии в логопедической работе