Конспект открытого занятия. Звуки Т-Д, Ть- Дь

Тема: Дифференциация звуков [Т]-[Д], [Ть]-[Дь].

Цели:

Сравнение и характеристика  звуков.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление навыков чёткого различения звуков [т]-[д] в слогах, словах и  предложениях.

Развитие фонематических представлений.

Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «думать».

Составление предложений по схеме.

Развитие коммуникативных функций.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Оборудование: схемы слов, картинки (аист, лимон, часы синица, курица, малина) символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором кубиков 2 цветов; предметные картинки со звуками [к]-[г]: звуковые линеечки с раздаточным материалом для звукового анализа, листочки бумаги, простые карандаши графическая схема предложения;

 

Ход занятия.

 

I.Организационный момент.

Упражнение « Назови соседа ласково»

Логопед: — Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Назови соседа      ласково». Назовите того, кто стоит от вас справа ласково по имени. Молодцы!  Садитесь пожалуйста на свои  места.

 

  1. Основная часть.

1.Упражнение «Угадай звук» (Детям показывается беззвучная  артикуляция гласных звуков)

2.Упр. «Подбери  картинку к схеме»

Логопед:- Возьмите картинки, лежащие у вас на столах. Будем подбирать  картинки к схемам. ( На доске по одной выкладываются схемы слого-  звукового состава слов, содержащие  только гласные звуки )

3.Игра «Чудесный мешочек»

Логопед: -Ребята, какие еще бывают звуки. (согласные глухие, согласные  звонкие, согласные твердые, согласные мягкие)

Правильно. У меня есть «Чудесный мешочек» с кубиками синего и зеленого   цвета. Каждый из вас достанет кубик и назовет слово на мягкий согласный  звук или на твердый согласный звук. Умницы.

  1. Упр. «Назови общий звук в словах»

Логопед: — А теперь послушайте слова (Том, ток, там.)  Скажите, чем они похожи? (первый звук Т в этих словах). Какой это звук, что вы о нем знаете?

Послушайте другие слова (Дом, дуб, дым.) Назовите общий звук в этих  словах. Какой он?

— Умницы. Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих   звуков?  Чем они отличаются? (похожи по участию органов артикуляции, отличаются участием голоса)

5.Игра « Топни-хлопни»

Логопед: -Поиграем в игру «Топни-хлопни», я буду называть вам звуки, слоги, слова,  если услышите  звук Т-хлопните в ладошки, а если звук Д — топните  ногой.

-Отлично справились с заданием.

6.Игра « Замени звук»

Логопед:  — Ребята, как вы думаете один звук может заменить целое слово на другое ?

-Давайте проверим, я называю вам слово со звуком Т, а вы замените его на

звук Д и посмотрим, получится ли новое слово. (Том-дом, тон-Дон, Таня-Даня, точка-дочка,  тачка-дачка, тень-день, тело- дело, Тима-Дима;)

Молодцы!

  1. Упр. «Найди ошибку»

Логопед: -Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.

-Мальчик уточкой ловит рыбу. Удочка плывет по озеру.

-По реке плывут плоды. На ветвях висят плоты.

— Назовем мы книгу дом. Для жилья построим том.

Физминутка

Логопед: -Вставайте все со стульчиков и встаньте врассыпную, немножко отдохнем:

« Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топни правою ногой,

Топни левою ногой.

А потом придем домой»

  1. Звуковой анализ.

Логопед : — А теперь возьмите звуковые линеечки и пеналы.

-Откройте столько окошечек, сколько услышите звуков в слове ДАТА.

Сколько вы открыли окошек? Какой первый звук ? Он какой? Какого цвета вы положите кружок? Какой второй звук? Он какой? итд. Какой по счету звук Т в этом слове? Назовите  его соседей? Сколько в этом слове согласных звуков? Назовите их. Сколько гласных? На   сколько слогов мы  можем разделить слово дата?( Аналогично слова туда, думать.) Я  выложу слово думать на фланелеграфе символами.

9.Игра «Наборщик»

Логопед:  — А сейчас из каждого звука слова составить новое слово. Слова произносятся, дети выкладывают первые звуки линейно.

Д У М А ТЬ (дом, уши, мак,  арка, тень)

-Умнички!

Логопед:- Ребята, я вам раздам листочки, на которых мы будем печатать предложения .

Вот Тома. Тома дома. Ниже начертим схемы этих предложений.

На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

 

III. Итог занятия

Логопед: -Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?

Логопед: -Что вам больше всего понравилось на занятии?

Логопед: -Умницы! Вы все сегодня хорошо позанимались.

 

   Литература:

 

1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» СПб.«Детство-Пресс» 2004

2.Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.

3.Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической гркппе для детей с общим недоразвитием речи»  СПб.«Детство-Пресс» 2004

26650cookie-checkКонспект открытого занятия. Звуки Т-Д, Ть- Дь