Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]
Распечатать

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [С], [З], [Ц] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (сад, зонт, овца), слова, содержащие шипящие звуки (Саша, зажим, цепочка), слова со звуками [Л] — [Л’], [Р] — [Р’] (сарай, лоза, царь).

Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

  • прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;
  • курсивом — слова, содержащие шипящие звуки;
  • жирным шрифтом — слова, содержащие [Л] — [Л’], [Р]—[Р’];
  • подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С] и [Ц], [З] и [Ц].

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопро-изношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [С], [З] И [Ц]

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

При произнесении звука [С]:

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]:

  • при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;
  • напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].

Артикуляция звука [Ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:

  • в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято;
  • голосовые связки разомкнуты;
  • вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Упражнения для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

¨ Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

¨ В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].

¨ В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».

Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.

¨ Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Как работать с карточками

После постановки звука [С] ([З], [Ц]) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л’], [Р], [Р’], то при отработке [С] ([З], [Ц]) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л’], [Р], [Р’]). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие [Ш], [Щ], [Ч]).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук [С] ([З], [Ц]).

В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в самостоятельной речи. Звуки [С], [З], [Ц] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

 

Автоматизация звука [С] в словах

Автоматизация звука [С] в начале слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                          1а

         [СА]
сад совок сауна сайгак
сан садок саванна советник
сани сатин самокат садовник
Савва сапог самотёк сантехник
софа совет садовод событие
соха сонет санки сопение
сова собака самбо сомнение
сайка соната сафьян совпадение

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СА] (в словах со звуками [Л], [Л’])

сало солома сабля соломка
салат самолёт сакля салфетка
салон Соломон сальто соленья
салют соловей сандал солянка
салака Савелий солдат солонина
салями салки солонка сандалия

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СА] (в словах со звуками [Р], [Р’], [Л’] и [Ц]

сари Сахара сорняк сантиметр
сахар сафари сапфир самородок
собор санитар Сатурн сахарница
сапёр самовар сардина санаторий
сарай сарафан сарделька собрание
сорока самурай сорванец сокровище
сатира солярий саркофаг соревнование

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СА] (в словах с шипящими звуками и [Ц])

Саша саженец сорочка сочинение
сажа самшит сапожник сожаление
сажень саквояж солончак совещание
сачок саранча советчик сороконожка

 

Повтори (прочитай):                                                         2

Сало в салате. Сорока в саду.
Собака в сарае. Сабля самурая.
Саня в саже. Солёная салака.
Совет садовода. Саранча в сачке.
Салон самолёта. У Саши самокат.
Сайгак в саванне. В солянке салями.
Сорванец на санках. Сахар в сахарнице.
Сафьяновые сапоги. Сатиновый сарафан.
Солярий в санатории. Салфетка под солонкой.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СЫ]

сын сыщик сыровар сырьё
сыч сырок ссылка сыворотка
сыпь сырец ссыпка сыроежка
сыр сычуг сырник

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       3б

 

Сырое сырьё. Сырок для сына.
Сытый сыч. Молочная сыворотка.
Собирать сыроежки. Ссылаться на сыщика.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   4

[СО]

сок сочень сокол сотка
сом соло Сопот сопка
сон Соня солод сопло
сор сода соболь сотня
соль соты сорт солнце
Сочи соя сойка сотник

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       5

Сонин сок. Сода с солью.
Сонный сом. Сольный номер.
Сорт сои. Солнечный Сочи.
Сотня соек. Сокол над сопкой.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                        

[СУ]

суп Судан сумка сундук
сук судак суета судья
суд судок сутки супница
суть супонь судьба субботник
сумма суббота судно суматоха
сумах Сухуми сукно суховей

 

Повтори (прочитай) слова:                                                        

[СУ] (в словах с шипящими звуками, [Л], [Р], [Р’])

суша сувенир сугроб судорога
сучок сушка суфлёр суждение
сутаж суржа сумрак субмарина
сурок суфле сушилка субтропики
сухарь султан сумерки
сударь сургуч суглинок

 

Повтори (прочитай):                                                                   7

Сукно в сундуке. Судья в суде.
Суп в супнице. Сумка на суку.
Судьба султана. Суматоха на судне.
Сутки на суше. Сувенир из Сухуми.
Судак в судке.

 

Автоматизация звука [С] в начале слов со стечением согласных

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СК]

скат скоба скобка скамейка
скот скакун скачки скважина
скука скачок скупка

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[СК] словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’], [Ц] и [Ч])

скол скорлупа скребок скафандр
скала скальпель скрепка скатерть
скула склон скрипка сковорода
скоморох сквер склянка скумбрия
скалка склад складка скворечник
скакалка скрипач скворец скульптура

 

Повтори (прочитай):                                                                   9

Скобы на скале. Скумбрия на сковороде.
Скакать на скачках. Скот на склоне.
Скоморох со скакалкой. Скамейка в сквере.
Скупать скакунов. Складывать скатерть.
Скальпель в склянке. Скопление скорпионов.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         10а

[СТ]

стук стан станок стопка
сток стая стакан стадия
стык ступа студень статуя
стыд стопа стойка станица
стог стадо статья стадион
стоп стояк ставни студент
стон ступень ставка станция

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   10б

[СТ] (в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

стол старт стрела столица
стул страх стропы стройка
сталь строй стрелка Стамбул
столяр стриж стрельба сторожка
старик ствол столбик ступенька
сторож стремя стручок столовая
ступор строка строчка стремянка
сторона страна стружка строитель
столб струна странник строение

 

Повтори (прочитай):                                                                   11

Ставить стул. Стопа статуи.
Стадо у стога. Старый станок.
Строить стадион. Стучать по столу.
Стальные струны. Стручок в стакане.
Стоять на ступеньках. Столовая для студентов.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         12

[СМ]

смак смола смотр смотритель
смог смычок смокинг смородина
смыв смоква смуглянка

[СХ]

сход сходни сходка схватка

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       13

Смыть смолу. Сходить на смотр.
Схватить смычок. Смокинг на стуле.
Строить сходни. Смуглянка со смородиной.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         14а

[СП]

спад спорт спутник справка
спор спальня Спартак справочник
сполохи спаржа спрут спартакиада
спаниель спайка сплав  

 

Повтори (прочитай):                                                                   14б

Солёная спаржа. Сложный сплав.
Спортивный спор. Стадион «Спартак».
Спаниель в спальне. Смотреть в справочнике.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         15

[СЛ]

слон слово слалом слайд
слух слуга сланец служба
слог слава случай слойка
слой словарь слобода слушатель

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       16

Славный слуга. Сложный случай.
Слушать Славу. Сложить слайды.
Сладкая слойка. Словарное слово.
Служить на славу. Слон со слонихой.

 

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         17а

[СА]

оса пассат высота кусачки
коса фасад чудеса осадки
мясо Пассаж небеса касатка
касса массаж усадка усадьба
масса осада посадка часовой
пьеса десант высадка босоножки

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   17б

[СА] (в словах со звуками [Р] и [Л])

роса мусор Лариса актриса
ряса рысак русалка писатель
лиса рассада цесарка пассажир
трасса полоса красота профессор
крыса терраса колбаса вернисаж

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           18

Са, са, са — русая коса.

Са, са, са — хитрая лиса.

Са, са, са — выпала роса.

Са, са, са — в комнате оса.

Са, са, са — верю в чудеса.

Са, са, са — голубые небеса.

Са, са, са — в пакете колбаса.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   19

[СЫ]

усы басы навесы индусы
часы насыпь трусы косынки
весы фикусы волосы подносы
бусы фокусы кулисы кактусы
косы укусы ирисы посылка
носы кокосы полосы присыпка

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           20

Сы, сы, сы — у кота усы.

Сы, сы, сы — починю часы.

Сы, сы, сы — громкие басы.

Сы, сы, сы — курносые носы.

Сы, сы, сы — положите на весы.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   21

[СО]

лассо осот особа колосок
песок брусок осока голосок
кусок посол колесо высотка
висок фасоль волосок антресоль
носок муссон поясок пособие

[СУ]

досуг косуля рассудок посудница
посуда рисунок государь рассуждение

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           22

Со, со, со — от телеги колесо.

Со, со, со — мы накинули лассо.

Сок, сок, сок — новый поясок.

Сок, сок, сок — намочил носок.

Сок, сок, сок — тонкий колосок.

Сок, сок, сок — высокий голосок.

 

Повтори (прочитай) предложения:                                           23а

Соня солила салаку.

Саня едет на санках.

Аня рисует русалку.

Укусы осы опасны.

Сойка прилетела в сад.

Мясо положили на весы.

Лиса выбежала на трассу.

В кадку посадили фикусы.

На столе стоит сахарница.

В саду клумба с ирисами.

Посуду поставили в посудный шкаф.

 

Повтори (прочитай) предложения:                                           23б

У Ларисы новый сарафан.

Писателю подарили часы.

В посылке лежали кокосы.

Кактусы вынесут на террасу.

В песочницу насыпали песок.

Объявили посадку на самолёт.

У самоката отлетело колесо.

Мама сварила фасолевый суп.

В салат добавили мясо.

Саше купили солдатиков с саблями.

 

Автоматизация звука [С] в конце слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         24а

[АС], [ЙАС]

ас час Камаз папуас
бас квас наказ анфас
газ указ ужас отказ
пас топаз пояс компас
таз показ ананас Опанас

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         24б

[АС], [ОС] (в словах со звуками [Л], [Р])

лаз колос брасс атлас
глаз волос баркас тормоз
класс голос образ приказ
палас водолаз каркас алмаз
Тарас Карабас окрас Гондурас

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           25

Ас, ас, ас — купили ананас.

Ас, ас, ас — получил отказ.

Ас, ас, ас — выключили газ.

Ас, ас, ас — потерял алмаз.

Ас, ас, ас — папа — водолаз.

Ас, ас, ас — выполню приказ.

Ас, ас, ас — наливаю воду в таз.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас.

Ас, ас, ас — ходим в первый класс.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   26

[ЫС], [ИС]

мыс низ теннис бенефис
бис мисс девиз Денис
тис кумыс Тунис

(в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

рис криз кипарис нарцисс
лис Борис каприз карниз
приз анализ маркиз сюрприз

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           27

Ис, ис, ис — полетели вниз.

Ис, ис, ис — получили приз.

Ис, ис, ис — рис варил Борис.

Ис, ис, ис — мы кричали: «Бис!»

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис.

Ис, ис, ис — шар на дереве повис.

Ис, ис, ис — с моря дует лёгкий бриз.

Ис, ис, ис — выполню любой каприз.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   28

[ЭС]

вес навес обрез конгресс
лес перевес интерес
пресс отрез майонез

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   29

[ОС]

нос тёс обоз откос
воз овёс покос поднос
пёс утёс кокос каменотёс

(в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

мороз паровоз вопрос абрикос
перенос кросс колхоз тепловоз
водовоз матрос Барбос электровоз

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           30

Ос, ос, ос — на рельсах паровоз.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос.

Ос, ос, ос — вырос абрикос.

Ос, ос, ос — на поляне много ос.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс.

Ос, ос, ос — на палубе матрос.

Ос, ос, ос — щиплет нос мороз.

Ос, ос, ос — отвечаю на вопрос.

Ос, ос, ос — любопытный нос.

Ос, ос, ос — у машины нет колёс.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   31

[УС]

вуз фикус тонус кактус
туз укус бонус индус
фокус конус вкус автобус

(в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

трус парус папирус градус
груз гарус картуз плинтус
шлюз полюс арбуз корпус
плюс вирус палтус радиус
флюс карапуз глобус троллейбус

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           32

Ус, ус, ус — на ноге укус.

Ус, ус, ус — поступаю в вуз.

Ус, ус, ус — потерял картуз.

Ус, ус, ус — прилетел индус.

Ус, ус, ус — у кита китовый ус.

Ус, ус, ус — румяный карапуз.

Ус, ус, ус — у тебя хороший вкус.

Ус, ус, ус — получили важный груз.

Ус, ус, ус — пробуем арбуз на вкус.

 

Автоматизация звука [С] в середине слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   33

[АС]

маска каскад пастух участок
паста мастак хвастун поступок
доска восход повязка космонавт
тоска восток частушка остановка
каска Остап доставка восстание

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   34а

[АС] (в словах со звуками [Л], [Л’])

ласты послы ласточка водолазка
ласка лоскут пастила пословица
ясли асфальт осколок воспаление
пласт коляска баскетбол наступление

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   34б

[АС] (в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

ряска раскрой простуда гастроном
краска пострел острота атмосфера
расход простак раскопка раскладушка
росток простор остриё настурция
раскат паспорт кастрюля настроение
ястреб настрой Кострома распашонка
астра тростник простыня расстояние
раствор простота каскадёр

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   35

[ЭС], [ИС]

место кресло теснота аттестат
тесто чеснок качество эстафета
весна вывеска подвеска эскадрон
леска невеста мужество Эстония
весло ремесло весточка занавеска
эстет эстрада веснушки беспорядок
блесна пестрота Пеструшка путешествие

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   36

[ИС], [ЫС]

киска испуг Испания фисташки
миска исход исповедь источник
исток выступ выскочка испытание
пистон выставка ископаемое

(в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

риск выстрел кулиса кислород
листва кристалл история пристройка
искра ириска кислота истребитель
приступ редиска пистолет

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   37

[ОС]

блёстки доступ остров косточка
тосты Осло роскошь причёска
доски поступь Апостол перевозка

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   38

[УС]

кусты уступ пустота густота
уста капуста пустыня установка
мангуста пустышка

(в словах с шипящими звуками [Л], [Л’], [Р], [Р’] и [Ц])

услуга люстра пустырь кустарник
русло блузка устрица балюстрада
Рустам кустарь нагрузка гусли

 

Повтори (прочитай):                                                                   39

Густое тесто. Искры костра.
Лист капусты. Успех артиста.
Весна в пустыне. Красная краска.
Миска для киски. Росток чеснока.
Достать блузку. След от весла.
У Остапа веснушки. Простая причёска.
Выставка в Испании. Испугаться ястреба.
Весточка из Эстонии. Остановка в пустыне.
Установленная нагрузка. Листва на кустарнике.

 

Повтори (прочитай) предложения:                                           40

Погасли искры от костра.

Занавеска упала на кресло.

Коляску поставили под навес.

У чеснока ароматные дольки.

Каскадёру устроили испытание.

На остановке реклама выставки.

Мы купили хрустальную люстру.

На обед подали вкусную капусту.

Дети были в костюмах на маскараде.

 

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
(звук [С] перед согласным)

 

Повтори (прочитай) слова:                                                          41а

[АС]

наст пласт балласт гимнаст

[ИС]

лист аист баянист
писк турист артист
диск поиск юморист
риск натиск журналист
твист батист фигурист

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   41б

[ЭС], [ИС]

тест Брест шест отблеск
пест трест шелест жест
треск крест

[ОС]

пост дрозд мост тост
хвост клёст рост киоск

[УС]

куст выпуск август
дуст хруст пропуск
допуск отпуск припуск

 

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
(звук [С] после согласного)

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   42а

[РС] — ворс, торс, пирс, барс, фарс, курс, Марс, перс,

лекарство, царство, персонал

[ПС] — рапсодия, капсула, мопс, клипсы, чипсы, Псков

обстрел, абсолют, абсурд, обстановка, обсуждение

[КС] — бокс, кокс, Рекс, кекс, оникс, Фокс, текст, бифштекс,

эксперт, клякса, микстура, такса, слаксы, вакса, поскок,

фиксатор, экспорт, эксплуатация

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   42б

[ТС] — богатство, братство, детство, отставка

подсолнух, подставка, родственник

[ФС] — всходы, вставка, повстанец, баловство, шефство,

всадник, вспышка, встреча

[ЛС], [Л’С] — галс, галстук, вальс, толстушка, кальсоны,

толстовка, Карлсон

[НС] — аванс, конспект, конструктор, конструкция.

агентство, анонс

 

Повтори (прочитай):                                                                   43

Блеск диска. Пропуск журналиста.
Шелест кустов. Курс на Марс.
На мосту киоск. Поиск баяниста.
Выпускать клеста. Клякса на галстуке.
Бифштекс для мопса.

 

Повтори (прочитай) предложения:                                           44

Папа надел узкий галстук.

Рекс вилял пушистым хвостом.

Такса лежит под кустом.

Баянист играл фокстрот.

Тома поставила тесто для кексов.

Для столовой купили батистовые занавески.

Аист и дрозд — перелётные птицы.

Туристы раскинули лагерь у костра.

В детстве мы проводили август на острове.

 

Автоматизация звука [C] в словах, содержащих два звука [C]

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   45а

сосуд соскоб спуск сосиска
союз соскок способ искусство
соус космос Вискас стамеска
сыск совхоз сказка саксофон
сосна состав смазка состояние
соска Спас свойство садоводство
сустав Стас сходство спокойствие

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   45б

(в словах со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’])

пылесос сосулька пересказ Смоленск
рассказ самосвал смысл пластмасса
солист саксаул спрос спасатель
склероз скалолаз роспуск сословие

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     46а

Не в свои сани не садись.

За правое дело стой смело.

Береги нос в большой мороз.

У кого нет совести — нет и стыда.

Лакомый кусочек скорее в роточек.

Свой глаз — алмаз, чужой — стёклышко.

Что делано наспех, то и сделано на смех.

Из пословицы, что из песни, слова не выбросишь.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     46б

Знает кошка, чьё мясо съела.

Красну речь хорошо и слушать.

Сорока без причины не стрекочет.

Каждая собака свою сторону знает.

В поле свёз навоз — с поля хлеба воз.

Речи у него сладки, да кусают за пятки.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Доброе слово сказать — посошок в руки дать.

Работаешь добросовестно — в глаза смотреть не совестно.

 

Автоматизация звука [С] в связном тексте

 

Повтори (прочитай):                                                                   47

На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

Я. Козловский.

 

Повтори (прочитай):                                                                   48

Слон

Слон — москвич, в столицу он

Был слонёнком привезён

Из соседней из страны,

Той, где водятся слоны.

В. Берестов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   49

Арбуз

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки

Все в арбузном соке.

Е. Благинина.

 

Повтори (прочитай):                                                                   50

Колыбельная

Совы спят, и спят совята,

Спят слоны, и спят слонята.

Сон коснулся всех зверей.

Засыпай и ты скорей.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):

Вот немного подрасту,

Сразу в первый класс пойду

Стану лучшей ученицей.

Мною будут все гордиться.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   52

Одуванчик зацветёт

В солнечной косынке,

Станет сухо и светло

На лесной тропинке.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   53

Разноцветный слон

Я люблю слонов любых:

Серых, белых, голубых;

Самый лучший в мире слон —

Всех цветов — со всех сторон!

А. Кондратьев.

 

Повтори (прочитай):                                                                   54

Папа с мамою с утра

На работу ходят,

Поднимают и меня,

В детский сад приводят.

А мне вставать так неохота,

Но детский сад —

Моя работа.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                 55

Весной

Скоро, скоро в чистом поле

Снег растает, а потом

Одуванчик выйдет к солнцу

В светлом платье золотом.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   56

Снеговик

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки падают с носа!

И. Токмакова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   57

Невесёлые дела

Вышла Света за порог,

Ест конфеты и пирог.

И сказал один прохожий:

— Невесёлые дела:

В доме девочки, похоже,

Нет ни стула, ни стола.

Г. Глушнев.

 

Повтори (прочитай):                                                                   58

Чудесный сон

Спит медведь в своей берлоге

И чудесный видит сон:

Вместо снега на пороге

Мёд лежит сплошным ковром.

Мишке хочется проснуться

И до мёда дотянуться.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   59

Мы вдвоём

Мы вдвоём                             И я глоток.

С муравьем                  До чего же

Сок берёзовый пьём.    Сладок

Он глоток,                    Сок!

Н. Егоров.

 

Повтори (прочитай):                                                                   60

Снова снег с небес спустился

На поля и на кусты.

И мороз построил снова

На реке свои мосты.

Быстро санки с горки мчатся,

Снеговик в саду стоит.

И пушистой чистой ватой

За забором снег лежит.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   61

Стрекоза

Стрекоза в руках стрекочет,

Улететь скорее хочет.

Я ладошки раскрываю,

На свободу выпускаю.

Полетела в небеса…

— Будь счастливой, стрекоза!

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   62

Солнце село за селом,

Спят синицы,

Сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в свою страну унёс

Всех.

В. Лунин.

 

Повтори (прочитай):                                                                   63

Митя — сам

Он сам Сам
отправился в лес. свалился с берёзы.
Сам Сами
на берёзу полез. закапали слёзы.
Сам Он сам
ухватился за ветку. свои слёзы вытер.
Сам Никто-никто
оцарапал коленку. их не видел.

Э. Мошковская.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            64

Сух сук нёс барсук.

Оса боса и без пояса.

Соломы воз возница вёз.

Влас у нас, Афанас у вас.

 

На скамейку мама села.

Справа — Сева, Слава — слева.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            65

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

 

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок —

Сорок морок.

 

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            66

Заяц косой

Сидит за осокой-травой,

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.

 

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                   67

Озаглавь и перескажи.

Белки

Белка строит свой домик не только в свободном дупле, но и «вьёт» свое гнездо, которое называется гайно. Белки делают не одно гнездо, а несколько. Если одно испортилось, белка сможет перебраться в другое. Своё гнездо белка «вьёт», как птица. Оно находится в развилке двух сучьев у самого ствола дерева (ели, сосны, лиственницы). Гнездо белка строит из веточек, мха, лишайника.

На зиму белки готовят запасы кормов. Уже с осени они начинают прятать в лесную подстилку орехи и жёлуди. На деревьях в развилке ветвей сушат грибы, их шляпки засовывают под отставшую кору древесных стволов. Зимой беличьи кладовые засыпает снег. Находить запасы помогает тонкое обоняние зверьков. Имея тёплый домик и запасы еды, белка не боится зимы.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                    68

Озаглавь и перескажи.

Нарисуй иллюстрацию к тексту.

Соловей на ветке распевал свои чудесные песенки. Его услышала сорока. Она села рядом с соловьем и просит:

— Научи меня петь так же прекрасно, как ты. Соловей опустил головку, подумал и сказал:

— Твоя песенка совсем не хуже моей, потому что её понимают твои сорочата и соседки-сороки. А если ты станешь петь, как я, тебя не поймут твои родственники. У каждого должна быть своя песенка.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                    69

Озаглавь и перескажи.

Нарисуй иллюстрацию к тексту.

Мы с мамой и сестрой Соней возвращались из Саратова на самолёте.

Во время перелёта я всё время смотрел в окно, которое называется иллюминатор. Сначала я видел знакомый лес и извилистую полоску реки. Затем всё закрыл толстый слой облаков и стало бело, как на севере. Я смотрел и думал, что среди снежных облаков я смогу увидеть усатую мордочку песца или медведя с когтистыми лапами. Но этого не случилось. Скоро самолёт стал спускаться, показалась серая посадочная полоса. Самолёт выпустил шасси, и мы покатились по асфальту. Когда самолёт остановился, мы сошли по лесенке-трапу вниз. Нас встретил папа, и мы сразу поехали домой.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                    70

Озаглавь и перескажи.

Нарисуй иллюстрацию к тексту.

Ночью ударил мороз, и к утру выпал первый снег. Он расстелил свой белоснежный ковёр на мостовой, на тротуаре, выкрасил скамейки в сквере в белый цвет.

На детской площадке не хватало места. Одни дети строили снежную крепость, другие катались на санках с горки, кто-то просто играл в снежки, а старшие ребята слепили снежного зайчика с хвостом и длинными ушами. Вместо усов вставили длинные блестящие соломинки. Зайчик получился как живой. А чтобы ему не было скучно, рядом слепили смешного снеговика с красным ведром на голове вместо шапки.

День прошёл просто чудесно, все были очень довольны и рады первому снегу.

Автоматизация звука [З] в словах

Автоматизация звука [З] в начале слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЗА]

заяц замок затея зацепка
завет заход зодиак западня
завод запад зайка затейник
забег запах завивка занятие
забой запев загадка запятая
загиб заводь задатки задание
загон забава запевка забияка
закат забота заметка заготовка
закон замена запонка заикание

 

Повтори (прочитай) слова:                                                        

[ЗА] (в словах с шипящими звуками)

зажим замша заводчик заточение
задача защёлка забойщик заведующий
защита затишье защитник

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЗА] (в словах со звуками [Р], [Л])

заря забор зарядка забрало
Захар завтра заречье заправка
заряд завтрак затрата загривок
загар закрома зарница закройщик
затор затвор зарплата закрытие
задор зарубка закрепка закругление

 

Повтори (прочитай) слова:                                                        

[ЗА] (в словах со звуком [Л])

зал залог заглушка завалинка
зола залом закалка зажигалка
запал затылок закладка закоулок
залив залп заплатка заголовок
закал заплыв заклёпка завоеватель
завал заколка запевала

 

Повтори (прочитай):                                                                   2

Закрытый зал. Задорный запевала.
Забытый запах. Загорать на заливе.
У Захара загар. Закончить занятие.
Заменить заголовок. Заложить закладку.
Золотая заколка. Зарядка перед завтраком.
Загадка про зайца. Заполнить закрома.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   3

[ЗЫ]

зыбь зыбун зыряне

[ЗО]

зоб зона зодчий зонтик
зов золото Золушка зонд
Зоя

[ЗУ]

зуб зуммер зурна зубр
зуд Зураб Зухра зубочистка
зубец зубило зубчик

 

Повтори (прочитай):                                                                   4

Зычный зов. Зубатые киты.
Зыбучие пески. Золото для Золушки.
У Зои зонтик. У Зураба зурна.
Зубры в заповеднике.

 

Автоматизация звука [З] в начале слов со стечением согласных

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   5

зло знак значок звание
злак знамя зрачок знание
зной злоба знахарь здоровье
звон звонок звонарь знакомый
звук знаток здание звучание

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       6

Звонкий звук. Знаменитый знахарь.
Знак на знамени. Звонить знакомым.
Знаток злаков. Значение здоровья.
Знакомое здание.

 

Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЗА]

ваза фазан вызов газовщик
база казан мимоза мозаика
коза казак казачок незабудка
виза казах мезонин сказочник
муза кузов вязанка вязание
поза пауза мазанка наказание

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЗА] (в словах со звуками [Р], [Л])

роза лазарет базальт партизан
Лиза розарий азарт вязальщик
луза гроза глюкоза кукуруза
лоза глаза казарма позолота
базар слеза отрезок азалия
берёза блуза озорник хризантема
бирюза проза хризолит изолятор
железо фраза грузовик амортизатор

 

Повтори (прочитай):                                                                   8

Озорная Лиза.

Роза в розарии.

Железо в кузове.

Вызов газовщика.

Вязаная блуза.

Коза в грузовике.

Пауза сказочника.

Кукуруза на базаре.

Ваза для хризантем.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           9

За, за, за — белая коза.

За, за, за — гибкая лоза.

За, за, за — на щеке слеза.

За, за, за — за окном гроза.

За, за, за — карие глаза.

За, за, за — в колечке бирюза.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         10

[ЗЫ]

козы пузырь призы музыкант
вазы музыка призыв розыгрыш
тазы девизы язычок призывник
узы морозы приказы высказывание
козырь берёзы алмазы
язык козырёк язычник

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       11

Называть девизы. Музыкальные призы.
Алмазы для Розы. Язык музыки.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           12

Зы, зы, зы — вымыли тазы.

Зы, зы, зы — я боюсь грозы.

Зы, зы, зы — козы у лозы.

Зы, зы, зы — пускать пузыри.

Зы, зы, зы — получить призы.

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   13

[ЗО]

газон бизон мозоль гарнизон
вазон азот помазок амазонка
дозор мазок горизонт комбинезон
озон возок

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   14

[ЗУ]

азу глазурь пазуха изумруд
мазут лазурит мазурка изучение
разум лазурь лазутчик амбразура

 

Повтори (прочитай):                                                                   15

Мазок глазурью. Разучить мазурку.
Мазут на комбинезоне. Ваза из лазурита.
Безусый лазутчик. Амазонка на горизонте.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           16

Зу, зу, зу — я люблю азу.

Зу, зу, зу — до дому довезу.

Зу, зу, зу — посадил лозу.

Зу, зу, зу — я попал в грозу.

Зу, зу, зу — прогоню козу.

 

Автоматизация звука [З] в середине слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   17

[АЗ]

озноб развал разлад разговор
паззлы разгон азбука разгадка
казна разгар разлука разбойник
дрозды размах плазма раздолье
разбор разгул борозда опоздание

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   18

[ИЗ], [ЫЗ], [ЙЭЗ]

изба призма признак излучина
избыток гнездо призрак издание
изнанка жезлы лезвие призвание
Незнайка бездна поезда признание
издатель брызги подъезды

 Повтори (прочитай) слова:                                                                   19

[ОЗ]

козлы розги воздух

[УЗ]

узда лузга Суздаль
мелюзга

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       20

Козлы у избы. Гнездо дрозда.
Размер борозды. Опоздание поезда.
Незнайка в раздумье. Казна разбойников.
Разница в возрасте. Разговор о разлуке.
Издавать «Азбуку». Разные развлечения.

 

Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
(звук [З] после согласного)

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   21

пемза вокзал бальзам борзая
кирза обзор нарзан подзатыльник
гюрза отзыв Тарзан мерзлота
линза камзол рюкзак бензопила

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   22

взор взгляд взрыв взморье
взвод взмах вздох взгорье

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       23

Обзор взгорья. Мерзнуть на вокзале.
Отзыв о бальзаме. Взглянуть на взвод.
Взорвать мерзлоту. Взмахнуть крылом.

 

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих два звука [З]

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         24

зазор разрезы заказник зазубрина
заноза зразы зазнайка
заказы заезды звездочёт

 

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих
одновременно звуки [З] и [С]

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         25

сазан закуска возглас разносол
запас записка розыск заступник
засол извёстка заслуга занавеска
заказ завхоз застава забастовка
казус запрос завязка зарисовка
завеса заслон заслонка зубочистка
засада застой заставка бескозырка
занавес заступ загвоздка создание
замазка возраст загрузка состязание

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       26

Солить сазана. Засадить занозу.
Сделать запасы. Вкусная закуска.
Написать записку. Срезать завязки.
Опустить занавес. Стирать занавески.

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     27а

Язык острее дела.

Один за всех — все за одного.

Одной рукой узла не завязать.

Здоровье за деньги не купишь.

Аз да буки избавляют от муки.

Легко сказать, нелегко доказать.

Не хочешь забот, закрой лучше рот.

Не тогда дугу загибают, когда запрягают.

В лес не съездим, так на полатях замёрзнем.

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     27б

Знайка всё с полуслова понимает,

а незнайка на всё только рот разевает.

 

Железо ржавчина съедает,

а завистливый от жадности погибает.

Автоматизация звука [З] в связном тексте

 

Повтори (прочитай):                                                                   28

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

А. Шибаев.

 

Повтори (прочитай):                                                                   29

Звонко зазвенел звонок,

Забегайте на урок,

Зайцы, козы и козлята,

Зебры, зубры и зубрята.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   30

Вырастут у Розы

В огороде розы.

Розовые, красные,

Все цветочки разные.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   31

Поросята были розовые,

От загара стали бронзовые.

Мама с ними не поёт,

Мама их не узнаёт.

А. Жаров.

 

Повтори (прочитай):                                                                   32

Раздаётся в дверь звонок.

Посмотри скорей в глазок!

Дверь чужим не открывай,

Поплотнее запирай.

М. Новикова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   33

Загадка

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад,

Не назад, а вперёд,

Только задом наперёд.

(Рак.)

 

Повтори (прочитай):                                                                   34

Привязала бабушка к дереву козу.

Но коза заметила зелёную лозу.

Разорвав верёвку, вырвалась коза…

И теперь без листьев сочная лоза.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   35

Невозможно без внимания

Получить образование!

Будет поздно!

Так и знай!

Станет неучем лентяй!

С. Михалков.

 

Повтори (прочитай):                                                                   36

Прорезался первый зубок у Андрюшки.

На зайку задорного стал он похож.

Андрюшка, как заяц, грызёт все игрушки…

Беззубым теперь его не назовёшь!

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   37

Про бизонов

Заблудились на газоне

Пять задумчивых бизонов.

— Бестолковые бизоны,

Не для вас у нас газоны.

 

Возмутились пять бизонов

И давай топтать газоны.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   38

На базаре у Назара

Улетела уток пара.

Побежал вослед Назар,

Всполошил Назар базар:

Все ловили уток

Ровно трое суток!

И. Демьянов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   39

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри, не ошибись.

Н. Новоторцева.

 

Повтори (прочитай):                                                                   40

Вот и зазвенели

Звонкие капели,

Замахали крыльями

Задиры-воробьи,

И заря зарделась

Кромкой горизонта,

Золотом закрасив

Быстрые ручьи.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   41

Смел и зол разбойник серый.

Чуть козу вчера не съел он.

К счастью, Тузик и Трезорка

За отарой смотрят зорко.

Еле ноги уволок

От собак матёрый волк.

Н. Колпакова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   42

Зайку спрашивает ёж:

— Что ты, заинька, ревёшь?

— Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зелёный, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

Е. Чарушин, Е. Шумская.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            43а

На возу лоза, у воза коза.

Соломы воз возница вёз.

 

Зимой поле белое —

Промёрзло — заледенелое.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            43б

Пошёл спозаранку

Назар на базар,

Купил там козу

И корзинку Назар.

 

Лозу увидала коза,

Осталась без листьев лоза.

 

Прочитай (прослушай) текст. Перескажи.                              44

Коза и зайцы

У тёти Розы была коза. Она привязывала её недалеко от забора. А за забором в огороде росла замечательная капуста. Коза любила капусту, но мешал забор. Как-то на закате в огород забежали зайцы. Тётя Роза заметила зайцев не сразу, и они погрызли много капусты. Тётя Роза погрозила озорным зайцам веткой берёзы, и они разбежались. Затем она собрала испорченные листья капусты и угостила ими козу.

 

Прочитай (прослушай) текст. Перескажи.                              45

Зоя и снежинка

Настала зима. Занесло снегом дворы и улицы. Завыли вьюги, замела позёмка. У забора замёрзли лужи.

Зоя вышла гулять. Она взяла с собою зайку. Она хотела показать ему замечательные снежинки, которые напоминали звёздочки. Зоя заметила, какие они были разные. Самую узорчатую снежинку она захотела взять домой. Дома девочка поместила снежинку в прозрачную вазу. Поздно вечером Зоя заглянула в вазу и увидела там только капельку воды.

Ответь на вопросы:

  1. Когда Зоя пошла гулять?
  2. Зачем она взяла с собой зайку?
  3. На что были похожи снежинки?
  4. Куда Зоя поместила снежинку?
  5. Что случилось со снежинкой? Почему?

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                    46

Озаглавь и перескажи.

В субботу мы с мамой ездили в зоопарк. Там было много зверей. В маленьких клетках затаились пугливые зайцы, за решёткой за нами наблюдал злой волк, а в открытом вольере резвились дикие козы, бегали зебры, задумчиво жевали зелёную траву зубры.

Особенно мне понравились обезьяны. Они кивали головой, как будто здоровались, заигрывали с посетителями, зазывая поиграть с ними в азартную игру, и радостным криком благодарили за угощение.

В отдельном здании находился террариум. Здесь мы познакомились с разными видами змей и ящериц. Для безопасности посетителей они находились за толстым стеклом.

В зоопарке нам очень понравилось, и мы обязательно привезём сюда своих друзей и знакомых.

 

Автоматизация звука [Ц] в словах

Автоматизация звука [Ц] в конце слов

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ИЦ], [АЦ], [ЙАЦ]

месяц паяц плац блиц

[ЭЦ], [ЙЭЦ], [ИЦ]

певец конец китаец птенец
гонец венец японец индеец
тунец юнец канадец иноходец
купец боец кубинец китобоец
танец немец жнец пехотинец
отец ненец чтец канатоходец

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЭЦ], [ИЦ] (в словах со звуками [Р], [Л])

телец горец ленивец хлебец
ларец палец румянец продавец
жилец леденец дворец армеец
ловец холодец глупец индеец
голец молодец хитрец гвардеец
торец удалец творец владелец
рубец варенец мудрец кормилец
борец голубец пловец марганец
ранец огурец беглец долгунец
перец колодец братец итальянец

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           2

Ец, ец, ец — удалой боец.

Тец, тец, тец — научил отец.

Вец, вец, вец — опытный пловец.

Вец, вец, вец — выступал певец.

Рец, рец, рец — рисовать дворец.

Рец, рец, рец — открывать ларец.

Нец, нец, нец — маленький птенец.

Бец, бец, бец — холодный голубец.

 

Автоматизация звука [Ц] в середине слов перед согласным

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   3

[ОЦ], [АЦ]

ацтек боцман лоцман
лацкан плацдарм плацкарт

 

Повтори (прочитай) предложения:                                           4

Армеец вышел на плац.

В город приехал певец.

На грядке вырос огурец.

Гвардеец — отважный боец.

Путники увидели колодец.

Отец пригласил даму на танец.

Удалец-молодец отыскал ларец.

Чтец прикрепил микрофон к лацкану пиджака.

 

Автоматизация звука [Ц] в начале слов

 

Повтори (прочитай):                                                                   5

[ЦА]

царь цапка царевна
цапля царевич царапина

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЦЫ], [ЦЭ]

цинк цикада цинга циновка
цена цитата цемент цепочка
циан цинния цигейка цыпочки
цыган

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                  

[ЦЫ] , [ЦЭ]

цирк целлофан цилиндр циклёвщик
цикл цикорий цимбалы циферблат
цикля цифра цыплёнок цирконий
целина циклон циркуляр целлюлоза
цитадель циклоп цикламен центрифуга
ценитель циркач целлофан целлулоид
целитель циркуль цирюльник церемония

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   7

[ЦЭ] (под ударением)

цеп цепень центр цербер
цех Цезарь цедра центнер
цель ценник цензор ценность
цепь цент церковь

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   8

[ЦО]

цокот цоколь

[ЦУ]

цуг цукат цунами цукини

 

Повтори (прочитай) словосочетания:                                       9

Центр цеха. Цепкий циркач.
Цокольный этаж. Ценная цепочка.
Ценитель цирка. Центнер цемента.
Целовать царевну. Цукаты в целлофане.

 

Автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   10а

[ЦА]

пицца кожица пятница единица
куница конница пуговица путаница
кашица птица медуница медяница
девица умница медведица утятница
водица бойница конфетница кацавейка

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   10б

[ЦА] (в словах со звуками [Р], [Л])

рыцарь волчица рукавица падчерица
корица матрица половица капельница
курица львица луковица угольница
палица больница поленница кормилица
улица граница жужелица перечница
троица тигрица околица кружевница
горница зарница любимица каракатица
мельница петлица лечебница гололедица
мыльница таблица работница учительница

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   11

[ЦЫ], [ЦЭ]

нация мудрецы традиция навигация
рация мотоцикл процедура декорация
ацетон гиацинт трапеция репетиция
бацилла птицелов вибрация интонация
поцелуй акация ацетилен информация
ножницы рукавицы авиация милиционер
платьице официант операция кондиционер

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   12

[ЦЭ]

оценка офицер рецепт фармацевт
наценка прицеп доцент оценщик
уценка прицел процент прицепщик

[ЦО], [ЦУ]

лицо пальтецо ружьецо облицовка
гуцул

 

Повтори (прочитай):                                                                   13

Целая процедура. Цирковая медведица.
Рецепт для фармацевта. Оценка ученицы.
Луковица гиацинта. Гололедица за околицей.
Центральная улица. Традиционные декорации.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           14

Ица, ица, ица — холодная водица.

Ица, ица, ица — подгорела пицца.

Ица, ица, ица — в поле медуница.

Ица, ица, ица — впереди граница.

Ица, ица, ица — круглая бойница.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           15а

Ицы, ицы, ицы — купим рукавицы.

Ицы, ицы, ицы — хитрые куницы.

Ицы, ицы, ицы — улетели птицы.

Ицы, ицы, ицы — укрепить границы.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                           15в

Ицу, ицу, ицу — обожаю пиццу.

Ицу, ицу, ицу — напугала птицу.

Ицу, ицу, ицу — выучил таблицу.

Ицу, ицу, ицу — обойду границу.

Ицу, ицу, ицу — строили больницу.

 

Автоматизация звука [Ц] в словах со стечением согласных

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   16а

[ЦК] — Донецк, Липецк

[ЦВ’] — цвет, цветок, цветник, цветовод

[ПЦ] — хлебцы, рубцы, голубцы

[ФЦ] — овца, певцы, ловцы, пловцы, ленивцы, продавцы,

деревцо

[КЦ] — акция, лекция, аукцион, коллекция, коллекционер

[] — блюдце, молодцы, холодцы, колодцы, канадцы

[НЦ] — концы, танцы, гонцы, ненцы, пинцет, ланцет,

концерт, концерн, канцлер, леденцы, концовка,

полотенце, марганцовка, младенцы

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   16б

[ЙЦ] — яйцо, бойцы, индейцы, армейцы, китайцы,

европейцы

[Л’Ц] — кольцо, тельцы, жильцы, дульце, пыльца,

пальцы, кальций, канальцы, рыльце, фальцет,

крыльцо

[РЦ] — кварц, борцы, ларцы, огурцы, дворцы, перцы,

горцы, герцог, порция, мерцание

 

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих два звука [Ц]

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   17

цеце цевница целительница
царица цветочница галлюцинация

 

Повтори (прочитай):                                                                   18а

Целые огурцы. Рецепт холодца.
Продавцы цветов. Порция голубцов.
Цветные леденцы. Кольцо на пальце.
Хлебцы на блюдце. Цветочная пыльца.
Певцы на концерте. Царевна на крыльце.

 

Повтори (прочитай):                                                                   18б

Ценные акции. Рубцы на пальцах.
Конец концерта. Борцы из Донецка.
Целительница царицы. Оценить коллекцию.
Цветы в цветнике. Улыбаться цветочнице.

 

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих
звуки [С] или [З] ([С’] или [З’])

 

Повтори (прочитай) слова:                                                                   19а

ситец сцена специя сказочница
песец

косец

кузнец

свинец

мизинец станция капустница

бессонница

заяц

синица

сценка

кузница

зацепка

испанец

гостиница

незнакомец

спица станица гусеница соцветие

 

Повтори (прочитай) слова:                                                         19б

лисица столбец светлица настурция
солнце стрелец сестрица масленица
сердце процесс морозец колесница
старец цесарка процессов полицейский
цитрус устрица сорванец дисциплина
нарцисс старипа образец селедочница
кострец столица красавец драгоценности
скворец станина сахарница демонстрация

 

Повтори (прочитай):                                                                   20а

Кузнец в кузнице.
Бояться гусениц. Сестрица в светлице.
Стрелец в темнице. Зацепить колесницу.
Красавец на сцене. Поцарапать мизинец.

 

Повтори (прочитай):                                                                   20б

Образец на странице. Любоваться нарциссами.
Потеряться на станции. Бесценные драгоценности.
Демонстрация в столице. Восклицательная интонация.

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     21а

Молодец на овец,

а на молодца и сам овца.

 

Не кольца красят пальцы.

Пословица недаром молвится.

Летит скворец — зиме конец.

И месяц светит, коли солнца нет.

 

Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                                     21б

Заглянуло солнце в наше оконце.

Скажешь курице, а она всей улице.

Крупица да водица — вот и кашица.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Для красного словца не пожалеет и отца!

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            22а

Огурцы — молодцы зелёнобелогубы.

 

Ты, молодец, скажи молодцу:

«Пусть молодец молодцу скажет,

Пусть молодец телёнка привяжет».

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            22б

Я нарвал овце овса,

Ешь скорей овёс, овца.

Н. Егоров.

Жужжит жужелица,

жужжит, да не кружится.

 

Повтори (прочитай) скороговорки:                                            22в

Привезли из Турции

Нарциссы и настурции.

Г. Османова.

Не ест овца овса,

А ждёт с травой косца.

В. Степанов.

Автоматизация звука [Ц] в связном тексте

 

Повтори (прочитай):                                                                   23

Попугай собой гордится:

У него наряд цветной.

А ещё умеет птица

Разговаривать со мной.

В. Степанов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   24

Циркуль — ценный инструмент,

Целый день он крутится.

Как на ножке повернётся,

Сразу круг получится.

Т. Перегудова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   25

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

И. Демьянов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   26

Продаются в магазине

Разноцветные цветы, —

Гиацинты и нарциссы.

А какие знаешь ты?

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   27

Укротительница львов

Удивит учеников:

Укрощая льва и львицу,

Ужас как мышей боится!

В. Берестов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   28

Птицы клювы раскрывают,

Птицы песни распевают:

«Рипи-тиц, типии-рип» —

Репетиция у птиц.

И. Пивоварова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   29

Ящерица

Ящерицу я ловил,

Страх меня остановил.

— А чего же тут бояться?

— Хвостик может оторваться!

Г. Виеру.

 

Повтори (прочитай):                                                                   30

Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Б. Заходер.

 

Повтори (прочитай):                                                                   31

На цепи Барбосу не сидится,

Хочется по улицам носиться,

Хочется за кошками гоняться,

С малышами в озере купаться.

Чтоб его мальчишки не боялись,

Как на лошади, верхом на нём катались…

Но его по-прежнему боятся,

И никто с ним не желает знаться.

Г. Османова.

 

Повтори (прочитай):                                                                   32

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

— Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

 

Повтори (прочитай):                                                                   33

Гололедица

Не идётся

И не едется,

Потому что гололедица.

Но зато прекрасно падается.

Почему ж никто

Не радуется?

В. Берестов.

 

Повтори (прочитай):                                                                   34

Цапля

Зачем такой носище

Цапле?

Затем,

Чтоб цапли

Рыбок цапали!

Б. Заходер.

 

Повтори (прочитай):                                                                   35

Новый сарафанчик Приутихнет ветер,
Из цветного ситца. Приумолкнут птицы
В новом сарафане Увидав мой новый
Дома не сидится. Сарафан из ситца.

Г. Осинина.

 

Повтори (прочитай):                                                                   36

На солнце кошка жмурится

У блюдца с молоком.

А пёс над костью трудится,

Усевшись под крыльцом.

И курица цыплёнка

Целует в хохолок,

И целый день за птицами

Гоняется щенок.

Т. Перегудова.

 

Прочитай (прослушай) и перескажи текст:                                       37

Цапля

В центре болота жила цапля. Целый день она цепко хватала лягушек своим длинным клювом. Вечером она дремала, стоя на одной ноге, и слушала лягушачьи концерты. Но вот начали сыпаться пожелтевшие листья. Птицы стали собираться в стаи. Цапля тоже стала готовиться к перелёту. Наконец этот день настал. Цапли и подросшие за лето птенцы простились с болотцем до весны.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                    38

Озаглавь и перескажи.

Мне нравится бывать в цирке, а любимый аттракцион — танцующие медведи. Они забавно двигаются под музыку, поворачиваются на задних лапах. Зайцы не выступают в цирке. Они пугливые и боятся громкого смеха. Им не нравятся даже аплодисменты. Зато цепкие обезьяны лихо кувыркаются и мчатся на лошадях. Даже тигры и львы совсем не злые в цирке. Они как будто улыбаются зрителям, им хочется показать, как ловко они передвигаются по лестницам и высоким цилиндрам. Когда заканчивается представление, мы с папой идём домой, и у меня ещё долго сохраняется хорошее настроение.

 

Прочитай (прослушай) текст.                                                   39

Озаглавь и перескажи.

Орёл

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь — навыкат — молодецкая.

В облаках орёл носится: добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, — только перышки посыплются.

К. Ушинский.

 

40

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький заяц сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платьице!

— Правда, — отвечает ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов волка и лисицы; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Заяц вместо ответа только вздохнул.

По К. Ушинскому.

 

23360cookie-checkКартотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]