Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного   языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить

правила грамматики, — он усваивает их в процессе общения.

  1. Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова

по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические

закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок

открывает как языковые правила, так и исключения из них.

 

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но

солонка, масленка.

 

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт — основатель

языкознания — писал: «Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается

на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только

найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть

критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и

настоящее наслаждение им».

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при

изучении иностранных языков.

 

Задания для упражнения «продолжи ряд» родители и воспитатели без

труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

 

Люди — человек, дети — …

Сын — дочь, внук — …, племянник — …

Упряжка лошадей — конная, упряжка собак — …, упряжка оленей — …

Тундра — олень, джунгли — …, пустыня — …

Шпалы — деревянные, рельсы — …

Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …,

пассажир стоит рядом с …

Катер — катерок, лодка — …, корабль — …, пароход — …

Летчик — самолет, вертолетчик — …, космонавт — …

Сахар — в сахарнице, масло — в…, хлеб — в …, соль — в …

Ложка — ложки — много ложек, вилка — … — много …, нож — … —

много …

 

  1. Снежный ком.

 

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

 

Варианты игры:

  1. «Собираемся в дорогу»

 

Ведущий: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …».

Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает

необходимым и т. д.

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

 

  1. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

 

Ведущий: » Мы готовим завтрак, давай составим меню».

Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».

Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю

…». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю

…» и т. д.

 

  1. «Накрываем на стол»

 

Ведущий: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол

хлебницу».

Ребенок: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу,

подставку для салфеток».

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает

необходимым и т. д.

 

  1. «Собираемся на прогулку»

 

Ведущий: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги».

Ребенок: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму

лукошко».

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает

необходимым и т. д.

 

  1. «Ждем гостей»

 

Ведущий: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу

развлечений. Можно устроить аттракционы».

Ребенок: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу

развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает

необходимым и т. д.

 

  1. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое

предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет

свое предложение и т. д.

 

  1. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают

слова».

 

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете,

каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

  1. «Похожие слова» — синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того

же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать

повторения одних и тех же слов.

 

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными

словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

 

Взрослый: «Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый,

смешной, потешный, комичный…).

Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный…)».

Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый,

робкий, пугливый..)

Взрослый: «Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?» (Удирает,

мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

  1. Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы.

Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

 

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных

деревьев, иглы у ежа).

Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок;

гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

 

Б. Заходер

(из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед

(Тирлим-бом-бом),

И снег идет

(Тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем-

Совсем не по дороге!

Но только вот

(Тирлим-бом-бом),

Скажите, от-

(Тирлим-бом-бом),

Скажите, от-

Чего так зябнут ноги?

 

Есть у булавки головка.

(В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!

Есть у чайника носик, однако нет головы.

Есть ушко у иголки, но не слышит оно,

Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.

Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,

Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.

Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,

Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.

Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,

По полю, ног не имея, лениво бежит река.

Есть у расчески зубы, но есть не может она,

За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.

Есть рукава у потока, хоть поток не одет,

Папку носят под мышкой, а под кошкою — нет.

 

Носы.

(А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника, Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Кто что несет.

(М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,

Павлуша — двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход —

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах —

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил —

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несет!

Часы.

(В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

 

 

 

  1. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.

Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

 

сахар сладкий, а перец …,

дорога широкая, а тропинка …,

пластилин мягкий, а камень …,

чай горячий, а мороженое …,

кисель густой, а морс …,

лист наждака шершавый, а лист бумаги …

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет …

Днем светло, а ночью…

Другой вариант:

 

Кашу варят густую и …(жидкую). Звери бывают смелые и

…(трусливые). Морковь можно есть сырой и …(вареной). Яблоки

могут быть мелкими и …(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».

А вот прощальная игра…

Нам книгу

Закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал

Немножечко умней,

 

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен!

 

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

ВЫСОКО,

А ты ответишь:…

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:…

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты:…!

Скажу тебе я слово

ТРУС,

Ответишь ты:

ХРАБРЕЦ.

Теперь

НАЧАЛО

Я скажу, —

Ну, отвечай:

…!

  1. Игра в рифмы — подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают

понимать поэтическую речь.

 

Взрослый предлагает: «Я прочту тебе стихотворение, но некоторые

слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их

подсказать». Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не

договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова

в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех

пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать

слова.

 

Очень страшная история.

(Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: — Вот напасть,

Хочет он на нас .. напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в … пасть.

 

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало .. ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

 

 

Шишки-мышки

(А. Кондратьев)

 

 

Жили-были на сосне две серьезных шишки.

Жили-были под сосной две веселых мышки.

И кричали мышки:

— Эй, спускайтесь шишки!

Вы же знаете о нас только понаслышке.

 

Отвечали шишки:

— Глупенькие мышки,

Чем же плохо нам висеть

Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим.

 

 

 

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она

называется: «Допиши две строчки».

 

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные

участники игры его заканчивают, например:

 

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

 

— У него болит живот.

Плачет бедный бегемот.

— Поднял он ужасный крик —

К острой пище не привык.

— Целый день касторку пьет

И ревет…как бегемот.

— Бегемот вовсю хохочет:

Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.

 

Попробуйте дописать эти двустишья:

 

Вдоль реки бежал Аким

Был Аким совсем сухим.

Концовка автора:

Побежал он поперек —

Весь до ниточки промок.

(Олег Григорьев)

 

Стоит собака у столба

И вытирает пот со лба.

Концовка автора:

А на столбе соседский кот

Себе со лба стирает пот.

(Рената Муха)

22340cookie-checkИгры, развивающие речь.