Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Распечатать

Занимаясь с ребенком помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, от которого они получают удовольствие. Все задания сделанные против желания ребенка не принесут желаемого результата. 

Блок 1. Неречевое звукоразличение.

  1. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.
  2. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предме­тов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, по­дергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.
  3. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транс­порта, свисток, шум кипящей воды и т.д.
  4. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, запол­ненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шари­ки и т.п.), которые, если потрясти коробочку, создают различные шумы. Необ­ходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коро­бочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке из своего набора и, потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

Другой вариант игры: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек,  ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

  1. «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и назывании ре­бенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок. 

Блок 2. Развитие чувства ритма.

  1. Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите.
    Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяй­тесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

Далее используйте все многообразие средств: хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует раз­витию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.

  1. Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 — 2 — 3»
    (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки
    взрослого). Затем происходит постепенный переход только к слуховому вос­приятию (с закрытыми глазами): ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками); ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем — только кистью;

ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами:
сначала движение производится всей ногой, затем — только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

  1. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, «2» — левой ногой, «2» — правой ногой, «3» — хлопки руками). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены «2» — двумя локтями одновременно, «2» — приподнимая и опуская левую руку, «3» — двумя ногами одновременно или «2» — правой рукой и левой ногой одновременно, «2» — левой рукой и правой ногой одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бед­ру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развёрнутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).

  1. «Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно, низким голосом — высо­ким. Затем так же сочетания разных звуков.
  2. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой сти­шок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукива­ются слоги (каждый слог — один удар); на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.

Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный — ла­дошкой; предлог с гласной — ладошкой, предлог без гласной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражне­ниях в течение длительного времени. 

Блок 3. Речевое звукоразличение. Фонематический слух.

  1. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наибо­лее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою арти­куляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.

Если он путает парные звонкие и глухие согласные звуки, сначала проанализируйте вместе: чтобы произнести звук «п», достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а чтобы произнести «б», надо использовать еще и голос. Затем научите его превращать звонкие в глухие и обратно: попросите «произнести звук «б» громко, потом тише, тише — до тех пор, пока он не превратится в «п». Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, нарисует ее.

  1. «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.
  2. «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т.п.). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «о» в молоко, «б» в обрубок, «е» в переселение.

«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует артикулировать слова четко. Предложите ребенку последовательно назвать все звуки в слове, затем на  выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т.д.

  1. «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каж­дый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Затем поменяйтесь ро­лями. В более сложном варианте предложите ему ответить, какой, например, по счету звук «г» в слове книга и т.д. Поменяйтесь ролями.
  2. «Домик для слова». Произнесите слово по звукам, четко его артикули­руя, или напишите его; если ребенок уже начал писать, пусть напишет слово сам. Попросите ребенка в «домике» (сетке) найти каждой букве, соответствующей произнесенному звуку, свою комнату (клетку). На следующем этапе он сам (глядя на себя в зеркало) утрированно четко произносит каждый звук любого сложного слова и вписывает нужную букву в свою клеточку. Например:
к н и г а
  1. «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол—лодка — арбуз —зуб и т.д.). Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, пред­последнюю и т.д.
  2. «Все на один звук». Придумайте вместе с ребенком предложение (рас­сказ), в котором все слова, кроме предлогов и союзов, содержат или начина­ются с одной буквы.

Вариант задания: придумайте один рассказ на звонкую согласную, а другой — на парную ей глухую.

  1. «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ос­лик, фиалка, торт, автобус — кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас.
  2. «Отгадай слово». Предложите ребенку запомнить первый звук из слова
    крот, второй звук из слова порт, четвертый звук из слова торт. «Какое слово
    получилось?» (Кот).
  3. «Скажи слово наоборот». Попросите ребенка сказать предложенное вами
    слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к
    более длинным.
  4. «Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к различным
    словам. Например: кошка—мошка — поварешка, удочка—улочка— булочка и т.д.
  5. «Запрещенный звук». Поставьте ребенку условие, что в своих ответах на
    вопросы взрослого он не должен употреблять слова с определенным звуком, например «м». Тогда на вопрос: «Какую ягоду ты любишь?» — ему нельзя назвать малину и землянику. Другой вариант: вместо запрещенного звука он хлопает в ладоши.
  6. «Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспомнить, на­
    звание какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается звуком «а» (малина). Подобные задания ребенок должен выполнять, вспоминая названия ово­щей, предметов мебели, посуды и т.д.
  7. «Метаграммы». Предложите ребенку отгадать загадку, найдя слово: со звуком «л» — «Я слезы проливаю», со звуком «ж» — «По воздуху летаю» (лук, жук).
  8. «Слово рассыпалось». Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось».
  9. «Составь много слов из одного». Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова «государство» можно составить такие слова, как гора, город, рот, дар, дуга и др.
  10. «Конец и начало». Попросите ребенка написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ(…)ОЛАД (ответ: ШОК); БАР(…)НО (ответ: СУК); НО(…)ОЛ (ответ: СОК); ПО-РЯ(…)ТОР (ответ: ДОК); ПО(…)ОТ (ответ: ТОП); ОБЫ(…)КА (ответ: ЧАЙ); ПО(…)АРЬ (ответ: ТОК); БЕГЕ(…)ОР (ответ: МОТ); ВАМ(…)АМИДА (ответ: ПИР); У(…)ОВА (от­вет: ГОЛ); СВИР(…)НИК (ответ: ЕЛЬ); СНА(…)ОВОЙ (ответ: РЯД); ПЕ(…)ОЛ (ответ: СОК); БАЛ(…)ЕДА (ответ: БЕС) и т.п.

  1. «Лишнее слово». Предложите ребенку исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например: белый, белок, белка, отбеливатель. Попросите его объяснить, почему он исключил именно это слово
    (белок и отбеливатель произошли от слова белый, а белка — нет).

«Поиск». Объясните ребенку, как работать со словарем. Предложите
ему находить в нем слова с одинаковым количеством гласных; с одинаковым
количеством слогов; слова, содержащие ь, и т.д. После этого ребенок записы­
вает слова и объясняет их значение. Делая это, дети непроизвольно запоминают
написание слов.

  1. «Анаграммы». Решите с ребенком анаграммы (слова с перепутанными
    буквами) и исключите лишнее слово, например:

ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ

(ответ: лишнее — чемодан, так как все остальные слова обозначают посуду);

НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР

(ответ: лишнее — тесто, так как все остальные слова обозначают мебель);

ЖААРБ ТЯХА НУССКА КОДАЛ

(ответ: лишнее — скунс, так как остальные слова обозначают типы судов);

АТСЕН ТИВОНОКР РАКЫШ КООН

(ответ: лишнее — воротник, так как остальные слова обозначают части дома).

Уважаемые  родители Занимаясь с ребенком помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, в котором они получают удовольствие. Все задания сделанные против желания ребенка не принесут желаемого результата.

22060cookie-checkИгры и упражнения для развития фонематического слуха.