Игровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото.
Распечатать

Наверняка многие знают, как  сложен  этап автоматизации звуков. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А если  автоматизация звука растягивается на длительное время, то логопеду приходится ломать голову над тем, как и чем, разнообразить занятия, чтобы отра­батываемый изо дня в день речевой материал не наскучил, был интересен для детей. Ведь только положитель­ная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Чтобы заинтересовать детей на занятии  использую речевое лото. Лото представляет собой  расчерченное на квадраты  поле, в которых наклеены или нарисованы картинки с автоматизируемым звуком и  разнообразные фишки. Для создания игровой ситуации возможно использование пальчиковых игрушек или  картинок с изображениями героев данной игры.  Детям очень нравится работать с фишками и каждый раз выбирать себе новые – кружки, треугольники, квадраты, сердечки, ягодки, грибочки. Работа с фишками благотворно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук.  При наличии современной компьютерной оргтехники лото выглядят очень ярко и красиво, а для долговечности использования листы с картинками можно заламинировать. Варианты игр многочисленны и зависят от фантазии педагога. Игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.   Приведу несколько  примеров.

Автоматизация звука С.

 Лото  «Усы».

Оборудование: поле с изображениями животных и насекомых,  у которых есть усы; фишки. Перед началом игры оговариваем, что один ребёнок ищет картинки животных, а другой насекомых. Ребёнок выбирает понравившуюся картинку и произносит: «У кота есть усы», закрывает своей фишкой, второй ребенок закрывает свою картинку:  «У бабочки есть усы»  и т.д., пока не закроем все картинки.

Автоматизация звука Ш.

Лото «Находки».

Оборудование: поле с картинками, в названии которых есть звук Ш, пальчиковые куклы девочки и мальчика (Маша и Миша), фишки.

Маша  и Миша пошли гулять, и нашли много разных предметов.

1-й ребёнок. Маша шла, шла, шла и мешок нашла.

2-й ребёнок. Миша шел, шел, шел и пушку нашел. И т.д.

Автоматизация звука Р’.

Лото «Рисунки».

Оборудование: поле с картинками, в названии которых есть звук Р’, фишки, фигурки девочки и мальчика (Марина и Боря). Один ребёнок играет за Марину, другой за Борю. Марина и Боря очень любят рисовать. Сегодня они нарисовали только те картинки, в названии которых есть мягкий звук Р’.

1-й ребёнок. Марина нарисовала гриб.

2-й ребёнок. Боря нарисовал якорь и т.д. пока не закроются все картинки.

Автоматизация звука Ч.

Лото «Чипполино учится».

Оборудование: поле с картинками, в названии которых есть звук Ч, фишки, пальчиковые куклы (изображения) Чипполино и учителя. Чипполино пришел в 1-й класс, но оказалось, что он не умел произносить звук Ч и произносил свое имя неправильно. Тогда учитель стал учить Чипполино.

1-й ребёнок. Учитель учит Чипполино: « Чипполино скажи ночь!»

2-й ребёнок. Чипполино отвечает: «Ночь».

От детей требуется правильное произнесение всей фразы, а не только название картинки. В процессе игры дети могут поменяться ролями.

Дифференциация Р-Л.

Лото «Магазин».

Оборудование: поле с картинками, в названии которых содержится звук Р или Л, изображения героев  (Рая и Лада), фишки.

Рая и Лада подружки, они очень любят вместе ходить по магазинам. Рая покупает те предметы, в названии которых есть звук Р, Лада покупает те предметы в названии которых есть звук Л. Имена героев могут меняться в зависимости от того кто присутствует на занятии: две девочки, два мальчика, девочка и мальчик.

Цветовое лото. 

Цветовое лото может применяться для автоматизации различных звуков, а также для заучивания цвета, у детей, испытывающих в этом трудности.

Лото «Белый цвет».

Оборудование: поле с картинками  белого цвета (белый аист, белый пух, белый сахар, белый снег и т.д.), фишки, игрушка — серый котёнок.

Котёнок очень хотел быть похожим на свою маму, у которой была белая грудка. Тогда он отправился в путешествие на поиски белого цвета. «Я иду, иду, иду  белый цвет найти хочу!». Ребёнок видит картинку, называет её и закрывает фишкой. На материале данной игры отрабатываем родовые понятия — белый, белая, белое.

Лото «Серый цвет» -автоматизация звука Р, «Желтый цвет» -автоматизация  звука Ж или Л,  в зависимости от необходимости. «Белый цвет», «Голубой цвет» — автоматизация звука Л, «Чёрный цвет» — автоматизация звука Ч или Р, «Зелёный цвет» — автоматизация звука Л’. 

Создаем лото вместе.

Если вы умеете быстро рисовать, то можно создать лото вместе с ребенком прямо на занятии.

Автоматизация звука Л.

Лото «Уголок».

Оборудование:  лист, расчерченный на квадраты, простой карандаш.

Ребёнку предлагается подумать и назвать те предметы, у которых есть уголок.

У стола уголок, у стула уголок, у коробки уголок … Если ребенок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами. Картинки для раскрашивания можно предложить в качестве домашнего задания. В ходе создания лото, ребенок погружается в проблемную ситуацию, в процессе решения которой совершенствуется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, развивается воображение.

В результате проведения этих игр выполняем следующие задачи:

  • обеспечиваем многократное повторение отрабатываемого звука;
  • обогащаем словарь;
  • отрабатываем родовые понятия;
  • развиваем мышление, воображение;
  • развиваем мелкую моторику рук.

 

Марина и Боря рисуют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22120cookie-checkИгровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото.