Фонематические процессы.  Их роль в развитии устной и письменной речи.
Распечатать

Анализ реальной ситуации , сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в развитии, неуклонно растет с каждым годом. Среди  них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, на готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематических процессов . Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Такие дети уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, и, конечно, логопеда.

Логопед должен своевременно распознать дефект ребенка и оказать ему необходимую помощь.

Объект исследования   данной работы -состояние фонематической стороны речи у детей школьного возраста.

Предмет исследования- особенности сформированности фонематических процессов у детей школьного возраста с нормой и патологией.

Анализ состояния вопроса в теории  практике позволил сформулировать гипотезу исследования – несформированность фонематических процессов влияет на овладение письменной и устной речью, поэтому необходимо повысить эффективность формирования фонематических процессов у детей школьного возраста на логопедических занятиях. Этого можно достигнуть в случае выполнения следующих условий:

  1. Вовремя выявить значимые психологические и речевые особенности ребенка.
  2. Обеспечить целостность и системность логопедической работы.
  3. Повысить эффективность дифференциальной диагностики.
  4. Наметить основные пути коррекционно-развивающей работы.
  5. Иметь собранный наглядный материал для развития фонематических процессов.

Цель исследования-изучить состояния фонематических процессов у детей школьного возраста с нормой и патологией и наметить основные пути  их коррекции.

В соответствии с гипотезой и целью исследования можно определить основные задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
  2. Выявить особенности формирования фонематических процессов в онтогенезе.
  3. Обеспечить полноценную диагностику фонематических процессов.
  4. Проведение констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы.
  5. Проведение сравнительно сопоставительного анализа сформированности фонематических процессов у 2х групп испытуемых.
  6. Наметить основные пути развития фонематических процессов.

Важнейшие источники исследования:

  1. Литература по вопросам истории, психологии, теории и методики проблемы.
  2. Методические пособия по формированию и развитию фонематических процессов.
  3. Школьная документация и работы учащихся.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач, была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

  1. Наблюдение за коррекционно – логопедическим процессом.
  2. Беседы с детьми, их родителями, логопедами, дефектологами.
  3. Анализ обобщения данных по проблеме исследования и выработка гипотезы.
  4. Планирование и проведение экспериментальных занятий.
  5. Изучение результатов деятельности школьников.
  6. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных результатов.
  7. Количественная и качественная оценка итогов эксперимента и соотнесение ее с гипотезой исследования.

Практическая значимость

Разработаны методические рекомендации родителям, имеющим детей с отклонением в речевом развитии ( рекомендации по воспитанию личности ребенка и восполнению пробелов в фонематической стороне речи).

Теоретические выводы и практические результаты могут быть использованы в практике работы школьного логопеда.

Внедрение в практику

Выявленные особенности были использованы при прохождении практики.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

  • ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА.

Одним из важнейших условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный ( достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

фонематический слух

фонематическое восприятие

фонематический анализ и синтез

фонематические представления

Существуют различные варианты определения каждого из этих понятий.

       Фонематический слух (Селиверстов В.И.)- это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. [  13 ]

Фонематический слух (Ястребова А.В.) – тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен а соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем». [ 23  ]

Фонематический слух (Волосовец)- способность воспринимать звуки человеческой речи. [  12 ]

Фонематическое восприятие (Гетманский М.И.)- это слышание звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Иначе говоря, это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки, особенно близкие по звучанию, например Б-П, С-Ш, Ш-Ж и т.д. [  3 ]

Фонематическое восприятие (Ястребова)- способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. [  23 ]

Фонематическое восприятие (Эльконин)- слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. [ 22  ]

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова).

Фонематический анализ (Лалаева Р.И.) может быть элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ – выделение (узнавание) звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

Сложный фонематический анализ- вычленение первого и последнего звука в слове, определение его места (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества и места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Сложным фонематическим анализом дети овладевают в процессе специального обучения.

Существует понятие «звуковой анализ». Под звуковым анализом Эльконин понимал:

  1. Определение порядка слогов и звуков в слове.
  2. Установление различительной роли звука.
  3. Выделение основных качественных характеристик звука. [ 22 ]

 

Между фонематическим восприятием и звуковым анализом существует разница. Вот основные отличительные факторы.

 

Фонематическое восприятие

 

Звуковой анализ

 

Дидактический фактор
Фонематическое восприятие не требует специального обучения

 

Для овладения звуковым анализом требуется специальное обучение.

Гвоздев отмечает, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится.

Порядковый фактор
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Звуковой анализ – вторая ступень в поступательном движении к овладению грамотой.

 

Возрастной фактор
Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4х лет. Звуковой анализ формируется в более позднем возрасте .

 

Содержательный фактор
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их устно.

 

Звуковой анализ – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

 Таким образом,   из таблицы видно, что фонематическое восприятие формируется у ребенка само, очень рано (в 1-4 года) и является первой ступенью в овладении грамотой, а звуковой анализ формируется в более позднем возрасте, он  требует  специального обучения  и является второй ступенью в поступательном движении в овладении грамотой.

 Фонематический анализ и синтез (Волкова)- умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

       Фонематические представления – важный этап в развитии фонематического слуха, когда выполнение заданий по различению фонем происходит не основе представлений, без опоры на проговаривание.

 Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. [ 3  ]

Психологи  и методисты (Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Г.П. Фирсов, Л.К.Назарова и др.) уделяли большое внимание вопросам развития фонематических процессов. О значении уровня произношения для усвоения правописания говорят многие исследования.

Например, профессор Левина Р.Е. на основе изучения детей с различными недостатками речи пришла к заключению об особом значении фонематического восприятия для усвоения звуковой стороны речи. В своей книге «Недостатки чтения и письма у детей» она пишет:

«Едва ли правильно думать, что усвоение произношения целиком подчинено возможностям речевой моторики ребенка и возникает как механическое нанизывание звуков по степени доступности их произносительному аппарату. Акт произношения в норме следует рассматривать скорее как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука, его различение среди других звуков. Акустический образ фонемы возникает как обобщенный из различных «вариантов», которые реализуются в моторной формуле произношения звуков речи. Таким образом, произношение находится в тесной зависимости от акустического обобщения звука». [  9 ]

Л.К. Назарова  в книге «Обучение грамоте» отмечает, что «индивидуальные различия в овладении грамотой (письмом и чтением) находятся в тесной связи с индивидуальными различиями первоклассников. Та или иная степень недоразвития речи закономерно сказывается на затруднениях в овладении звуковым анализом и синтезом письма по слуху, а также правильным слоговым чтением». [ 11  ]

       И.М. Сеченов в своих исследованиях выдвинул мысль о ведущей роли слуха в развитии детской речи и указал, что звуки речи артикулируются в слове под контролем слуха и, таким образом, в мозгу создается определенная ассоциация ощущений, вызываемых действием  «голосовых, разговорных мышц и слуховыми ощущениями от собственного голоса». Говоря о слуховых ощущениях, М.И.Сеченов отмечал, что в ходе развития речи и выработки определенных навыков чтения ученик получает возможность понимать прочитанное, опираясь только на мышечные ощущения, связанные со скрытыми движениями речевого аппарата. Этим объясняется то, что на начальной стадии обучения грамоте дети читают только вслух.

Не все дети одинаково слышат свою речь и умеют понимать недочеты в своем произношении. Д.Б. Эльконин  в своей книге «Развитие речи в дошкольном возрасте» пишет: «даже если предположить, что ребенок совершенно точно воспринимает звуки языка взрослых, то это еще далеко не значит, что он столь же адекватно слышит звуки, им самим произносимые».

В восприятии звуков речи значительна роль артикуляции. [ 22  ]

Н.Х Швачкин на основе эксперементальных исследований развития фонематического восприятия речи в раннем возрасте устанавливает, что «артикуляция, а не только слух, влияет, по-видимому, на фонематическое развитие детской речи, во всяком случае, она вносит значительные коррективы в это развитие. Фонемы, не четко произносимые ребенком, различаются значительно позже фонем, четко произносимых ребенком.»

Вместе с тем Н.Х. Швачкин подчеркивает значение слуха в различении тончайших акустических ньюансов. Так, он пишет: «Это различение (глухих и звонких согласных) затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая акустическая ньюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Он не должен руководствоваться сходством артикуляции, а заострить свое слуховое восприятие звуков до различения тончайшей ньюансировки; должен руководствоваться слухом и только слухом. Ребенок, таким образом, начинает в основном с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных  снова заключается в основном акустическим различением.

Но как велико значение первичной и заключительной акустической дифференциации. При первоначальном различении сонорных и артикулируемых шумных мы имеем сравнительно грубое, примитивное слуховое различение согласных: ребенок на этой ступени артикулирует очень мало согласных, он руководствуется в основном слухом. При заключительном различении глухих и звонких согласных слух ребенка достигает уже большего совершенства. К этому моменту он е только овладевает артикуляцией звуков, ориентирующей его в различении этих звуков, он должен также овладеть возможностью не всегда считаться с артикуляцией и, несмотря на артикуляционное сходство, различать данные звуки только слухом.

Многие исследователи отмечают значение слуховой и моторной сфер. Известный исследователь детской речи А.Н.Гвоздев в книге «Усвоение ребенком звуковой стороны языка» пишет: «Общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы: их точные слуховые представления и становятся результатом для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления а речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще и артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка.» [  2 ]

Изучение звуковой стороны речи особенно важно при обучении грамоте.

В исследованиях сотрудников сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР доказано, что затруднения в обучении грамоте возникают не у всех детей с нарушениями произношения, а лишь у тех, чьи недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. Вот почему для развития фонематического восприятия  и подготовке детей к усвоению грамоты большое значение имеют упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова еще в дошкольном периоде.

Таким образом, вопросам изучения фонематических процессов уделяли внимание известные психологи и методисты: Гвоздев А.Н., Швачкин Н.Х., Назарова Л.К., Сеченов И.М., Эльконин Д.Б., Фирсов Г.П. и др.  Одни считали,что произношение находится в тесной зависимости от акустического «обобщения звука».На мой взгляд, все их мнения сошлись в одной точке зрения, а именно в том, что фонематические процессы важны для усвоения звуковой стороны речи. В том случае, если имеются какие –либо речевые нарушения, это ведет к затруднениям в овладении звуковым анализом и синтезом, что ведет к различным затруднениям при письме (по слуху) и овладении правильным слоговым чтением.

Работы  этих ученых легли в основу методик (способствующих развитию фонематических процессов), существующих в настоящее время.

 

  • РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ВЛИЯНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОЦЕССЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. 

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до появления его на свет. Это не безразлично для будущего психического благополучия ребенка и его речевого развития. Мать разговаривает с малышом и тогда, когда он еще не в состоянии что-либо воспринять и понять. Это общение с матерью не проходит бесследно. Малыш активно откликается на голос матери и других близких, возбуждается, начинает улыбаться, перебирает ножками, гулит. К концу 1 месяца младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу 3 месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. К 6 месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребенка появляется лепет.  Это как-бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух- умение различать звуки речи , выделять их из общего звучания слова. Таким образом, фонематический слух начинает формироваться очень рано, в процессе естественного развития. Еще с колыбели ребенка учат реагировать на интонацию слов, смысл которых еще не ясен, на ритм речи.

С 1 года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию, т.е. физическим слухом ребенок овладевает со дня рождения, а фонематический появляется только к году и одновременно с первыми словами. Ребенок начинает отличать одни речевые звуки от других и стараются их правильно произносить.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (миска – мишка).

А в 3-7 лет пытаются исправлять неправильную речь своих сверстников, т.е для ребенка становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Если малыш в 2 года имел чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различал на слух и произносил все звуки родного языка, это говорит об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, а потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, к этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка  к анализу и синтезу речевых звуков, т.е определенного уровня развития фонематического слуха.

 

Нарушение хода онтогенеза ведет к недоразвитию фонематических процессов. Чаще всего эти нарушения возникают  в результате нарушения деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм , воспалительных заболеваний в раннем детстве или в результате отсутствия необходимого опыта наблюдения и выделения ф.явлений, обусловленное отсутствием внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых.

Несформированность фонематических процессов  к 7 годам (к началу школьного обучения) ведет к нарушению формирования процессов чтения и письма. 

Ошибки письма и чтения , возникающие в результате несформированности фонематических процессов 

  1. Ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематического восприятия.

— Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам.

а) по звонкости- глухости

Б-П       банка – панка, булка- пулка, бант- пант;

В-Ф       вата- фата, волк- фолк, винт- финт;

Г-К       голова- колова, погода – покода, пироги – пироки;

Д-Т       дом – том, дело-тело, дрель –трель, дача-тача;

З-С       зонтик-сонтик, золото – солото, коза – коса;

Ж-Ш    жаба- шаба, живот – шивот, кожа – коша.

б) замены свистящих шипящими

Ш-С       шапка- сапка, шуба – суба,

З-С         зима – Сима,

Щ-С       щека- ссека, щекотать – секотать,

 

в) замены сонорных звуков

Р-Л       рыба- лыба, коридор- колидор,

 

г) замены аффрикатов

Щ-Ч       щека – чека, щетка- четка,

Т-Ч         телевизор – челевизор, телефон – челефон,

Ц-Ч         цыплята – чиплята,

 

д) замены заднеязычных звуков

Г-К       гиря – киря,

К-Х       колготки – холготки

 

е) лабиализованные гласные

О-У       ручей — рочей

 

 

  1. Ошибки письма, обусловленные нарушением звукового анализа.

 

  1. Пропуски (Ребенок не вычленяет всех звуков в слове)

а) гласных: школа – шкла, ученика – ученка, диктант – дктант, бабочка – бабчка.

б) согласных при их стечении: паста – паса, люстра – люсра, капуста – капуса, младенец – маденец, кролик – колик, портфель – порфель.

 

  1. Добавления( появляется призвук в процессе проговаривания слова в ходе письма)

шекола- школа

 

  1. Перестановки (не воспринимает последовательности звуков в слове, но звуковая структура слова сохраняется)

корова – ковора, молоко – ломоко

 

  1. Пропуски, наращения или перестановки слогов.
  2. Ошибки на уровне слова.

 

  1. Слияние слов на письме.

 

— слияние служебных слов (предлогов, союзов) с последующей частью речи.

к дому – кдому, у дома – удома, возле нас – возленас

 

— слияние смежных слов и разрыв одного из них

у Деда мороза – у дедмо роза

 

— Слитное написание частей слов (нарушение звукового анализа)

лепит бабу – лептбау

 

  1. Раздельное написание частей одного слова ( в приставочных и бесприставочных словах, где буква напоминает предлог (союз, местоимение))

идут – и дут, ясный – я сный, начало – на чало

 

  1. Орфографические ошибки

 

Помимо ошибок письма, в результате несформированности фонематических процессов, существуют ошибки, допускаемые детьми при чтении.

Например, в результате недоразвития фонематического восприятия, у детей возникают трудности в узнавании букв, дети заменяют звуки, сходные акустически и артикуляционно.

В результате недоразвития фонематического анализа, дети с трудом узнают звук на фоне слова, определяют последовательность, количество и место данного звука в слове по отношению к другим звукам.

Таким образом, можно увидеть, что нарушение фонематических процессов ведет к ошибкам в письменной  и устной речи речи. При прохождении мною практики, я встречалась с такими детьми. На первый взгляд, они показались мне очень невнимательными , непоседливыми и нежелающими заниматься, так как при письме они допускали много ошибок, путали звуки ( например, вместо Б писали П) по акустическим и артикуляционным признакам, не могли из 3х букв разрезной азбуки составить слово, и наоборот, выделить звуки в слове (1й, 2й, 3й) , они очень медленно читали, при чтении  пропускали буквы, не понимали смысла предложения. Но потом я поняла, что все эти ошибки возникают не из-за невнимательности и непоседливости , а из-за того, что у детей недостаточно сформированы фонематические процессы. И поэтому главной задачей логопеда является своевременное распознание дефекта и оказание необходимой помощи ребенку в развитии фонематических процессов(чем раньше, тем лучше!) 

  • РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ .

Проблемой развития фонематических процессов занимались многие ученые:

Чевелева Н.А,  Филичева Г.В., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Кроме того, использовались методы и приемы работы, разработанные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным.

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия

Чевелева Н.А., Филичева Г.В.  работу по формированию фонематического восприятия делили на 6 этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

 

1 этап

Развитие неречевого слуха 

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнейшем в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка.

Таким образом, логопед на 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений развивает у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия также способствуют развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению или восприятию, а затем использования в качестве сигнала к действиям.

Работа логопеда на 1 этапе осуществляется в следующей последовательности.

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном:

Л: «Что шумит?» (Деревья)

«Что гудит?» (Автомашина)

«Что свистит?» (Ветер) и т.д.

Далее проводятся игры. Вот некоторые из них.

  1. «Веселый петрушка»

Цель: вырабатывать отношение к звуку как к значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.

Оборудование: разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка..)

Ход игры: дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит детям, что сейчас к детям придет веселый Петрушка. Он будет ударять в бубен. Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться (не раньше). Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть Петрушку. Педагог ударяет в бубен и достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

 

  1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую – нибудь игрушку (в шкаф, за спину..) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

 

  1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками) , он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети угадывают, что звенит или гремит.

Игра постепенно усложняется. Последние варианты игры такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Каждый последующий предмет все больше  должен быть похож на предыдущий по звучанию.

 

Например:  стакан, чашка, металлическая кружка,

керамическая кружка, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов нужно постепенно увеличивать от 2х до 5ти.

 

  1. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол, шарик, перекатываясь в стеклянной банке и т.д. Затем те же действия производятся за ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышали каждый раз.

 

2 этап

 Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков сочетаний, слов и фраз.

Игры:

  1. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и как, когда находится далеко (тихо). Затем произносит «Мяу» меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу логопеда «близко» и «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

  1. Логопед выставляет перед детьми 3х медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького.

Затем рассказывает сказку «3 медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

 

  1. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау») , а тот отгадывает, кто его звал.

 

3 этап

Различение слов, близких по звуковому составу

 

Игры:

  1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем произносит:

«Вагон-вакон-фагон-вагом…»

Также в этой игре можно использовать кружки из цветного картона.Тогда детям дается такая инструкция: «Если вы услышите неверно произнесенное слово – поднимите красный кружок, а если я произнесу слово правильно – зеленый». Работа с цветными символами  способствует развитию у детей внимания.

Необходимо подчеркнуть, что игру нужно начинать со слов, простых по звуковому составу, постепенно переходя к сложным словам.

 

  1. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например:

рак-лак-мак-бак

сок- сук

дом- ком- лом – сом

коза – коса

лужа – лыжи….

Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

 

  1. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки:

ком , бак , сук, ветка, каток, горка.

Затем он вызывает детей и каждому дает по картинке.  Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже.

В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка

 

4 этап

Дифференциация слогов.

 

Игры:

  1. Логопед произносит несколько слогов, например: на-на-на-па.

Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например:

на-но-на

па-ба-па-па..

 

  1. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой – нибудь слог, например, па.Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Реб: па    Лог: па

Р: па        Л: ба

Р: ка        Л га

Р:фа        Л: ва….

Всякий раз после того, как логопед произносит очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные.

Для того, чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, а на разные – сидеть молча.

Игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с четом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед. То, что он делает это шепотом, повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

 

5 этап

Дифференциация звуков

 

Начинать нужно с дифференциации гласных звуков.

Например, можно провести такую игру:

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:

« Поезд гудит: У-У-У»

«Девочка плачет: А-А-А»

«Птичка поет: И-И-И»

Далее логопед произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.

 

Затем игра усложняется: (варианты)

  1. Логопед произносит звуки кратко.
  2. Детям раздают вместо картинок кружки 3х цветов, и объясняет, что красный кружок соответствует, например, звуку «А», желтый – «И», зеленый – «У».
  3. В ряд гласных А, У, И включают другие звуки, например О, Ы, Э, на которые дети не должны реагировать.

 

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6 этап

Развитие навыков элементарного звукового анализа

 Работа проводится в определенной последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Например, определить, есть ли звук «Б» в словах: бык, лампа, батон, лобик, палка, бритва.

 

  1. Вычленение звука из начала и конца слова.

При формировании указанного действия предлагаются следующие задания:

— определить в слове первый звук (например, в слове «сыр» первый звук «С»), последний звук в слове;

— определить место звука в слове (например, в слове «марка» звук «Р» стоит после звука «А» и перед звуком «К»)         /           /

а) вычленение первого ударного гласного из слова (ослик, Аня);

б) вычленение первого согласного из слова . Например, подобрать картинки, название которой начинается с заданного звука);

в) определение конечного согласного в слове. Надо начинать с закрытых слогов:  ам, ом, ум.. Затем – сам, суп….

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец).

 

  1. Определение последовательности звуков в слове.

Например: в слове «книга»   1й звук – «К»

2й звук- «Н»

3й звук – «И»

4й звук – «Г»

5й звук – «А»

        Таким образом, работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение  сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Лопатина, Серебрякова работу по формированию фонематических процессов делят на 2 этапа:

1 этап работы.

Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

  • развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
  • формирование четкого слухового образца звука;
  • формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
  • создание благоприятных условий для создания последующего формирования фонематических функций.
  • Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям:
  • формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов –паронимов;
  • формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

Одновременно проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Развитие слухового контроля велось параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада звука, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.

2 этап работы

Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.

Задачи этого этапа:

  • развитие фонематического восприятия,
  • фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических представлений.

Логопедическая работа на этом этапе проводилась в трех направлениях: уточнялся произносительный и слуховой образец звука, выделялся звук  в потоке себе подобных; на фоне слога; на фоне слова. Особое значение на каждом уровне отводилось «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).

Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления  и подготавливают детей  к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.

         Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы.

В системе коррекционно-логопедического воздействия работа по формиро­ванию фонематических процессов начи­нается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков: в процессе постановки, автома­тизации и дифференциации звуков.

 ВЫВОДЫ

Усвоение детьми звуковой стороны слова – длительный процесс.

Он осуществляется в разных видах деятельности детей ( в играх, на занятиях, на прогулках). О том, что слова бывают разными, узнают дети младшей группы детского сада. В средней группе узнают о том, что слова звучат, и звучат по-разному, умеют подбирать сходные слова (мышка – шишка), в старшей группе узнают, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что слова бывают длинные и короткие, учатся выделять звуки из слов, находить слова с заданным звуком. В подготовительной группе – вычленяют первый, последний звук в слове, делят слова на слоги и т.д.

Если это дети с речевыми нарушениями, то по разным причинам у них не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих. Дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и другие.

Замедленное развитие фонематического слуха – явление довольно частое. Иногда, это отсутствие фонематического восприятия фонем делает невозможным и правильное их произношение.

Нарушение фонематического слуха мешает нормальному овладению словарным запасом, грамматическим строем речи и в целом связной речи, а в дальнейшем ведет к нарушению чтения и письма, так как без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыком звукового анализа и синтеза, что делает невозможным полноценное усвоение грамоты.

Таким образом, проблема формирования у детей фонематического слуха является одной из важнейших в логопедической работе. Своевременное развитие фонематического слуха – залог правильной речи и успешного школьного обучения.

 ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В ХОДЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

С целью практического изучения сформированности фонематических процессов использовался метод беседы с ребенком , и ,как основной, метод эксперимента (брались дети с ОНР и с нормой).В обследовании участвовало 6 человек: Вова К., Рома Ч., Андрей Г., Настя У., Никита П., Егор З. Возраст детей -7лет. (1 класс). Обследование проводилось в Смоленском областном государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», находящемся на улице Академика Петрова, 4Б.

Обследование детей велось по следующей схеме:

Раздел 1 Устная речь.

Блок 1.Экспрессивная речь.

Серия 1.Уровень моторной реализации высказывания.

  1. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова.

 

собака-маска –нос

 

сено-косить-высь

 

замок-коза

 

зима-ваза

 

цапля-овца-палец шуба-кошка-камыш

 

жук-ножи щука-вещи-лещ

 

чайка-очкм-ночь рыба-корова-топор

 

река-варенье-дверь лампа-молоко-пол
Лето-колесо-соль
  1. Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова.

скакалка космонавт сковорода баскетбол аквалангист
танкист милиционер кинотеатр перепорхнуть термометр
  1. Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики.

Инструкция: Делай, пожалуйста так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Надуй другую.

Упри язык в правую щеку.

помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

  1. Повторение цепочек слогов.

Инструкция: повторяй за мной слоги.

А-и-у – у-а-и Жа-ща
Би-ба-бо – бо-ба-би Ла-ра
Ба-па – па-ба МА-на-ма – на-на-ма
Са-ша – ша-са Жа-ша-ша – ша-жа-ша
Ча-тя – тя-ча Ла-ра-ра – ра-ра-ла
Ма — на Ца-са-ца

 

Серия 2. Исследование словообразовательных процессов.

  1. Называние детенышей животных.

Инструкция: у кошки – котят, а у

козы-                                                 собаки-

волка-                                                курицы-

утки-                                                 свиньи-

лисы-                                                коровы-

льва-                                                 овцы-

 

  1. Образование относительных прилагательных.

Инструкция: варенье из малины – малиновое, а

варенье из вишни-                                    кисель из клюквы-

варенье из яблок-                                      салат из моркови-

варенье из сливы-                                      суп из грибов-

кукла из соломы-                                       лист дуба-

гора изо льда-                                            лист осины-

 

  1. Образование качественных прилагательных.

Инструкция: за хитрость называют хитрым, а

за жадность-

за трусость-

если днем мороз, то день-

если дождь-

если ветер-

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция: у собаки лапа собачья, а

У волка-

у медведя-

у льва-

клюв у птицы-

гнездо у орла-

Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи.

  1. Составление предложений по картинкам.(1)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчик моет руки.

Девочка режет колбасу.

Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу.

кошка лакает молоко.

  1. Составление предложений по картинкам (2).

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчики играют в мяч.

Мальчик бежит к дереву.

Мальчик лезет под забор.

Солнце выходит из-за туч.

Няня стеллит коврик около кровати.

  1. Составление предложений по картинкам(3).

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мужчина и женщина грузят сено в машину.

Школьница пришла навестить свою больную подругу.

Мальчик уступает место старушке в трамвае.

Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я Азову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.

Петя, купить, шар, мама, красный.

  1. Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложение, а ты если заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

  1. Дополнение предложения предлогами.

Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай……….. чашки.

Птенец выпал………….. гнезда.

Щенок спрятался………. крыльцом.

Деревья шумят… ветра.

Пес сидит……… конуры.

  1. Завершение предложений.

Инструкция: закончи предложение.

Игорь промочил ноги, потому что……………..

Сережа замерз, хотя…………………….

  1. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Инструкция: дом-дома,

стол-

стул-

окно-

звезда-

ухо-

Инструкция: дом-много домов

стол-

стул-

окно-

звезда-

ухо.

Серия 4. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

  1. Пересказ текста.

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«Галка и Голуби».

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

Серия 5. Исследование номинативной функции речи.

  1. Называние предметов по картинкам.

Инструкция: Называй, пожалуйста картинки по порядку. Отвечай одним словом.

часы                                      карандаш                                крокодил

пальто                                   сито                                         свеча

очки                                       руль                                         прищепка

кровать                                  колесо                                     кастрюля

лестница                               лопата                                      пылесос

 

  1. Называние действий по картинкам.

Инструкция: Что делают на картинках? отвечай одним словом.

одевает                             копает                            подметает

кормит                              гладит                            причесывается

плавает                             рисует                            трет

плачет                               вяжет                              привязывает

строит                               рубит                              черпает(набирает)

 

Блок 2. Импрессивная речь.

Серия 1. Исследование понимания значений слов.

Инструкция: Рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, пожалуйста то, что я назвала.

  1. Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов.

бутылка                                     письмо, дверь

кошка                                         самолет, цветок

женщина                                    женщина, яблоко. кошка

  1. Понимание близких по значению и звучанию названий действий.

работает                                        прыгает, поет

стирает                                          поливает, едет

играет                                            поет, работает, смотрит

  1. Понимание названий действий, близких по значению.

ставит                               крутит, несет

катит                                 ведет, кладет

несет                                 держит, ставит, катит

Серия 2. Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций.

Инструкция: послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

  1. Понимание обратных конструкций.

Мужчину обрызгала женщина.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

  1. Понимание предложных конструкций с обозначением места.

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

Серия 3. Исследование фонематического восприятия.

Оценивает повторение цепочек слогов, предъявленных ранее при проверке моторного компонента (блок 1 , серия 1(4)).

Раздел 2. Письменная речь.

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа.

Инструкция: отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «Ш» в слове «школа»?

Серия 2 . Исследование навыков письма.

Инструкция: напиши, пожалуйста, свое имя, фамилию. Приготовься писать диктант.

Ключ.

Алеша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алеша пил воду.

Серия 3. Исследование навыков чтения.

Первоклассникам предлагается прочесть слова:

мак                               юла                        флаг                          блеск

нож                              курица                    йод                           ствол

день                             дерево                     цирк                         ванна

пила                             собака                     стул                          диван

ем                                сапоги                      крик                          забор

юг                                голубика                 шмель                       индюк

 

Во время обследования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую

ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в речевую карту ребенка.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться логопеду этого учреждения. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в речевой  карте  необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные  проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

 

Параметры

обследования

Рома Ч. Вова К. Андрей Г. Настя У. Никита П. Егор З.
Блок 1. Экспрессивная речь
Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания
1. Исследо-

вание звукопро-изношения

Нарушено произно-

шение звуков «Ч», «Щ».

Нарушено произно-

шение звука «Р»

Нарушено

Произно-

шение

звуков

«Р», «Р».

Норма Нарушено

произно-

шение

звука «С».

Норма
2.Исследо-

вание

сформи-

рованности

звуко-

слоговой

структуры

слова

Допустил

грубые ошибки

в следующих

словах:

танкист,

(такист)

космонавт,

(костанант)

милицио-

нер,

(мицирер)

сковорода,

(скорода)

кинотеатр,

(костерятр)

баскетбол,

(скентбол)

перепорх-

нуть

(прохнуть)

аквалан-

гист,

(хангист)

термометр

(терметр)

 

Допустил

несколько

ошибок

в

словах:

сковорода

(сковода)

и

аквалан-

гист

(аквало-

глист)

Допустил

несколько

ошибок

в

словах:

танкист

(такист)

и

пере-

порхнуть

(перер-

хнуть)

Допус-

тил

одну

ошибку

в слове

сково-

рода

(скода)

Норма Норма
3.Исследова-

ние ораль-

ного

праксиса

и артику-

ляционной

моторики

Норма Норма Норма Норма Норма Норма
4. Повторе-

ние цепочек

слогов

Правильно

повторил

лишь

первую

цепочку

Допустил

несколько

ошибок

в

цепочках

из трех

слогов

 

Допустил

одну

ошибку

в

цепочке

из

трех

слогов

 

Норма Норма Норма
Серия 2. Исследование словообразовательных прцессов
1. Называние

детенышей

животных

Ошибки:

У волка-

лисята,

не назвал

детеныша

льва и

овцы

 

Не назвал

детеныша

коровы

Норма Норма Норма Норма
2. Образование

относи-

тельных

прилага-

гательных

Ошибки:

варенье из

вишни-

вишнее,

из яблока-

яблочны,

из сливы-

сливное,

горка изо

льда-

лед,

кукла из

соломы-

соломная

и др.

Ошибки:

кисель из

клюквы-

клюкный,

варенье

из сливы-

сливное

Допустил

одну

ошибку:

кукла

из соломы-

соломная

Норма Допустил

одну

ошибку:

кукла

из соломы-

соломная

Норма
3. Образова-

ние качествен-

ных прилагатель-

ных

Все задания

выполнил

неверно

Допустил

одну

ошибку:

вместо

«ветрен-

ный»

сказал

«ветер-

ный»

Норма Норма Норма Норма
4. Образова-

ние

притяжа-

тельных

прилага-

тельных

Ошибки:

хвост мед-

ведя- меведий,

не назвал

хвост

льва,

клюв у

птицы,

гнездо у

орла

Не назвал

хвост

льва,

клюв у

птицы,

гнездо у

орла

Не назвал

клюв у

птицы

Норма Норма Норма
Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи
1. Составление

предложе-

ний по

картинкам

(1)

Большие

трудности

в состав-

лени пред-

ложений.

Вместо существи-

тельных

использует

местоиме-

ния

(он, они-

вместо

«дети,

мальчик»)

Самостоя-

тельно

не

составил

практи-

чески

ни одного

предло-

жения-

только с

подсказ-

ками и

наводя-

щими во-

просами.

 

Возникли

трудности

в

составле-

нии

предложе-

ния:

«Мальчик

забивает

гвоздь»

и «Девоч-

ка режет

колбасу»

Составил

предложе-

ния ко

всем

картин-

кам,

но с не-

большими

аграмма-

тизмами

 

Норма Норма Норма
2. Составление

предложе-

ний по

картин-

кам (2)

Правильно

составил

предложение

лишь

к первой

картинке

 

Возникли

трудности

в

составле-

нии

предложе-

ния:

«Солнце выходит

из-за

туч»

Возникли

трудности

в

составле-

нии

предложе-

ния:

«Солнце выходит

из-за

туч»

Неболь-

шие

аграм-

матизмы

в

состав-

лени

послед-

него

предло-

жения:

«Няня

достает

коврик

из

кровати

(вместо

из-под

кровати)

 

Норма Норма
3.Составле-

ние

предложений

по картинкам

(3)

Предло-

жения

составлены

неверно,

они просты

по структуре

и с аграм-

матизмами

Прдложе-

ния

составил,

но с

аграмма-

тизмами

Прдложе-

ния

составил,

но с

аграмма-

тизмами

Норма Норма Небо-

льшие

аграм-

матиз-

мы

4. Повторе-

ние пред-

ложений

Повторил

лишь два

первых

предло-

жения

Не повторил

последнее

предло-

жение

Норма Норма Норма Норма
5.Составле-

ние

предло-

жений

из

слов в

началь-

ной

форме

Не спра-

вился

ни с

одним

заданием

Труднос-

ти воз-

никли

в пред-

послед-

нем

предло-

жении

Труднос-

ти воз-

никли

в пред-

послед-

нем

предло-

жении

Норма Норма Норма
6. Верифика-

ция пред-

ложений

Не справил-

ся с зада-

нием

Труднос-

ти воз-

никли

в пред-

послед-

нем

предло-

жении

Норма Норма Норма Норма
7. Дополне-

ние пред-

ложений

предло-

гами

Не спа-

Вился

с

заданием

Не

знает

предло-

гов

«Из»и

«От»

Норма Норма Норма Норма
8. Заверше-

ние

рпедло-

жений

Труднос-

ти воз-

никли

в пред-

послед-

нем

предло-

жении

Труднос-

ти воз-

никли

в пред-

послед-

нем

предло-

жении

Норма Норма Норма Норма
9. Образо-

вание мно-

жествен-

ного

числа

существи-

тельных

в имени-

тельном

и роди-

тельном

падежах

 

Ошибки по

аналогии:

стол-столы

стул-стулы,

окно-окны,

уха-ухов

 

Ошибки:

стол-стулов,

стул-стулы,

окно-окны,

ухо-ухи.

Норма Норма Норма Норма
Серия 4. Исследование связной речи
1. Составле-

ние рас-

сказа

по

серии

сюжетных

картинок

В целом

справился

с зада-

нием,

но с

подсказ-

ками

Норма Норма Норма Норма Норма
2. Пересказ

текста

Справился

С зада-

нием

подсказ-

ками и

наводя-

щими

врпросами

Норма Норма Норма Норма Норма
Серия 5. Исследование номинативной функции речи
1. Называ-

ние пред-

метов

по

картин-

кам

Не назвал:

Пальто,

Сито,

Прищепку

 

Норма Норма Норма Норма Норма
2. Называние

действий

по

картинкам

 

Не назвал:

Одевает,

Копает,

черпает

Норма Норма Норма Норма Норма
Блок 2.
Серия 1. Исследование понимания значений слов

 

1. Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов.

 

Норма Норма Норма Норма Норма Норма
2. Понимание близких по значению и звучанию названий действий.

 

Норма Норма Норма Норма Норма Норма
3. Понимание названий действий, близких по значению.

 

Норма Норма Норма Норма Норма Норма
Серия 2. Исследование понимания сложных логико-грамматических конструкций
1. Понимание обратных конструкций.

 

Не понял

два послед-

них предло-

жений

Не понял

послед-

нее пред-

ложение

Норма Норма Норма Норма
2. Понимание предложных конструкций с обозначением места.

 

Норма Норма Норма Норма Норма Норма
Серия 3. Исследование фонематического восприятия

 

Повторе-

ние цепочек

слогов

Правильно

повторил

лишь

первую

цепочку

Допустил

несколько

ошибок

в

цепочках

из трех

слогов

 

Допустил

одну

ошибку

в

цепочке

из

трех

слогов

 

Норма Норма Норма

 

 Раздел 2. Письменная речь
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа
Не спосо-

бен назвать

сразу

(без подска-

зок) количество звуков, слогов

в слове,

количество

слов

в

предложе-

нии

Не спосо-

бен назвать

количе-

ство

слов

в

предложе-

нии

Норма Норма Норма Норма
Серия 2. Исследование навыков письма
Рома Ч.

Почерк-неряшливый, буквы выходят из строки, не соблюдает наклон. Линии-дрожащии, неровные. Нарушена зрительно-моторная координация. Навыки

звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно(имеются ошибки на уровне слова)- слияние слов на письме, а именно — слияние служебных слов (предлогов, союзов) с последующей частью речи ( шли в рощу- щраща). Наблюдается слитное написание частей слов (нарушение звукового анализа) . Имеются  ошибки письма, обусловленные нарушением звукового анализа:

пропуски гласных (Ребенок не вычленяет всех звуков в слове)(чист-чст) и др.

Имеются  ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематического восприятия  (замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам( по звонкости- глухости : жара-щара).

Образец диктанта см. в приложении.

Вова К.

Почерк- аккуратный, буквы- почти ровные (за исключением последней строки),

соблюдает наклон. При написании диктанта допустил одну ошибку,обусловленую нарушением звукового анализа ( пропуск гласной -ребенок не вычленяет всех звуков в слове) (вместо чист написал чст).

Образец диктанта см. в приложении.

Андрей Г.

Почерк-неряшливый, буквы выходят из строки, но  наклон соблюдает. Линии-дрожащии, неровные. Нарушена зрительно-моторная координация. Навыки

звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно(имеются ошибки на уровне слова)- слияние слов на письме, а именно — слияние служебных слов (предлогов, союзов) с последующей частью речи ( Удома , наокошко). Наблюдается слитное написание частей слов (нарушение звукового анализа) (росклен ). Имеются  ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематического восприятия  (замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам( по звонкости- глухости : крошки-крожки);  ошибки письма, обусловленные нарушением звукового анализа:

пропуски гласных (Ребенок не вычленяет всех звуков в слове)(наши-нши) и др.

Образец диктанта см. в приложении.

Настя У.

Почерк- аккуратный, буквы-  ровные, не выходящие за границы строк, соблюдает наклон. При написании диктанта допустила одну орфографическую ошибку.

Зрительно-моторная координация в норме. Навыки звукового анализа и синтеза сформированы .

Никита П.

Почерк- аккуратный, буквы-  ровные, не выходящие за границы строк, соблюдает наклон. Диктант написал без ошибок.  Зрительно-моторная координация в норме. Навыки звукового анализа и синтеза сформированы .

Егор З.

Почерк- аккуратный, буквы-  ровные, не выходящие за границы строк, соблюдает наклон. При написании диктанта допустила одну орфографическую ошибку, которую исправил сам.  Зрительно-моторная координация в норме. Навыки звукового анализа и синтеза сформированы

Серия 3. Исследование навыков чтения
При чтении не догова-

ривает

окончания слов, пропускает буквы.

При чтении

торопит-

ся, не договарива-

ривает

окончания слов, пропускает буквы

При чте-

нии про-

пускает

буквы,

торопит-

ся.

Норма Норма Норма

 

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента  дети разделились на 2 группы. В первую группу вошли 3 человека: Настя У., Никита П., Егор З. Это дети, в речи которых мною не выявлено значительных отклонений в речевом развитии. Они хорошо владеют устной речью, грамотно пишут, быстро читают. Такие дети готовы к дальнейшему усвоению школьной программы.

Вторую группу составили : Вова К., Рома Ч., Андрей Г. У этих детей мною были выявлены отклонения в речевом развитии. В целом речь таких детей маловыразительная, тихая, замедленная, высказывания ограничены бытовой тематикой. Учебные высказывания таких детей не сформированы, они затрудняются составить предложения по картинкам, фразы не распространенные. Словарь мал по объему (мало обобщающих слов, слов с абстрактным значением, слов-признаков, слов-действий). Также наблюдается неточное понимание и употребление многих слов. Словообразовательные процессы не сформированы, возникают трудности в образовании относительных и качественных прилагательных. В сложных по структуре фразах имеются аграмматизмы. Наблюдается неточное употребление предлогов. Произношение у таких детей- смазанное, нарушено произношение некоторых звуков.

У детей второй группы грубо нарушены фонематические процессы. Дети затрудняются в выделении звуков на слух. Они не способны выделить звук в слове (в начале, середине, конце).Возникли трудности в определении количества звуков, трудности в делении слов на слоги. Также  было выявлено нарушение слоговой структуры слова.

В связи со всем вышесказанным у детей возникают нарушения в психической сфере. Внимание этих детей неустойчивое, наблюдается пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, возникают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Также нарушено мышление и память (дети не способны наряду с детьми с нормой усвоить весь программный материал). На лицо низкий уровень самоконтроля и самостоятельности. К таким детям нужен специальный подход, и занятия в логопедических группах.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Дети, имеющие отклонения в речевом развитии, очень часто подвергаются насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвуют. Они не чувствуют себя равными среди других. Постепенно такие дети отдаляются от коллектива, замыкаются в себе. Чтобы этого не произошло, необходима своевременная помощь специалистов. Однако этого не достаточно. В развитии речи и личности ребенка должны принимать участие и родители. Поэтому, прежде, чем начинать работу с Вовой К., Ромой Ч., Андреем Г. можно дать несколько советов их родителям :

  1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  2. Чаще вспоминайте себя в его возрасте.
  3. Имейте терпение и мужество отвечать на вопросы ребенка.
  4. Предоставляйте ребенку жизненное пространство.
  5. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  6. Не ругайте ребенка за допущенные им ошибки в речи, не дразните его.
  7. Покажите ребенку, что его любят и принимают таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  8. Поручайте своему ребенку посильные дела.
  9. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  10. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  11. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  12. Помогайте ребенку общаться и находить общий язык с ровесниками.
  13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  14. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  15. Приучайте вашего ребенка мыслить и действовать самостоятельно.
  16. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

Работу с Вовой К., Ромой Ч., Андреем Г. нужно начинать с 3 этапа (по Филичевой), так как эти дети способны узнавать неречевые звуки, способны различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. В работу также необходимо включать задания на развитие слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы), а также задания на развитие мышления и восприятия.

Родителям можно дать несколько простых заданий, способствующих развитию фонематических процессов (Эти задания можно выполнять в любом месте и в любое время):

  1. Игра «Цепочка слов».

Мама: я назову тебе слово, а ты слушай, какая последняя буква в этом слове. На эту букву ты должен будешь придумать новое слово. (дом-мак-кот-тир….)

  1. Игра «На кухне».

Мама: сейчас мы с тобой будем готовить суп. Сначала в  суп мы будем класть

продукты, начинающиеся на звук М, затем-на звук Р…

  1. Игра «Бусы»

Мама:  я называю тебе слово, а  ты должен будешь прибавить к этому слову новую букву(ы), чтобы получилось новое слово (еда-победа, тир-тигр) и др..

  1. Заучивание чистоговорок и скороговорок.
  2. Игра «  Подбери похожие слова».

Мама произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем она произносит слово и предлагает ребенку самому подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Необходимо  следить за тем, чтобы ребенок правильно подбирал слова, произносили их внятно, чисто, громко.

ВЫВОДЫ

Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов.

Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве со специалистами этого профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительное количество речевых нарушений,  так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение  дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.

Например, ребенок может видеть различное положение губ при произнесении звуков С и Ш. Однако, ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции – положение языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребенок как бы  подбирает такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, т. е. правильное звучание звука. Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, С и Ш  кажутся ребенку по звучанию  одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий.

Все звуки речи отличаются друг от друга определенными характеристиками – высотой, силой и длительностью звучания.

Следовательно, если мы научим ребенка  любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названым выше признакам, то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.

Неразличение речевых звуков на слух ребенком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.

Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Список изученной литературы:

  1. Варенцова И.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.-М.,1995.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка.-М.,1948.
  3. Гетманский М.И. Исправление недостатков речи у школьников.-Минск.,1970.
  4. . Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.-М.,2001.
  5. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР.-М.,2002.
  6. Колесникова Е.В.Развитие звуко – буквенного анализа.-М.,1996.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.-М.,2000.
  8. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.-М.,1999.
  9. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей.-М.,1940
  10. Максаков А.М., Тумакова Г.А. учите, играя.-М.,1983.
  11. Назарова Л.К. Обучение грамоте.-М., 1965.
  12. Основы логопедии с практикумом по произношению /Под ред.Т.В.Волосовец.-М.,2000.
  13. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред.В.И.Селиверстова.-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1997.-398 с.
  14. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4х лет к обучению грамоте.-М.,2000.
  15. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.-М.,1991.
  16. Ундзенкова А., Колтыгина Л. Звукарик.-Екатеринбург., 2001.
  17. Филичева В.А., Чивилева Н.Н., Чиркина Т.Б. Основы логопедии.-М.,2000.
  18. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольника с нарушениями речи // Дефектология.-1986.-№5.
  19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.,1988.
  20. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве //Известия АПН РСФСР.-1948.-вып.13.
  21. Эльконин Ф.А. Как уметь читать.-М.,1976.
  22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.-М.,1958.
  23. Чиркина Г.В., Филичева Т.В., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми.-М., 2002.
22830cookie-checkФонематические процессы. Их роль в развитии устной и письменной речи.