Обучение детей с нарушениями речи рассказыванию
Распечатать

Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Также занятия по обучению рассказыванию благоприятно влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей. Важную роль обучение рассказыванию играет в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, определенную структуру учебных занятий и методические приемы. Общими принципами обучения являются: построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с нарушениями речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные   затруднения в овладении связной монологической речью.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с системным речевым недоразвитием.

Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с нарушениями речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений и др. Указанное необходимо учитывать в процессе организации и проведения занятий по обучению рассказыванию.

При проведении занятий по обучению рассказыванию необходимо ставить следующие задачи:

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

— усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

— формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

— обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию связывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

В соответствии с принципом коммуникативного подхода к формированию устной связной речи особое внимание должно уделяться тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Важное значение при этом имеет практическое усвоение языковых (лексических и грамматических) средств построения связных высказываний непосредственно в ходе обучения рассказыванию.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания должна строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедических групп.

Общими особенностями построения занятий по обучению рассказыванию для тетей с нарушениями речи являются:

— проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета – с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.);

— специальный языковой разбор текстового материала;

— включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;

— использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.).

Большое внимание необходимо уделять овладению детьми навыками планирования связных развернутых высказываний.

Обучение на основе каждого текстового и картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях.

Целенаправленное обучение детей с нарушениями речи рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей. С этой целью рекомендуется выделять две группы детей – более сильную и слабую. Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от выраженности и особенностей отмечаемых у них речевых и неречевых нарушений (степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятиях и др.)

22730cookie-checkОбучение детей с нарушениями речи рассказыванию