Использование игр  на ориентировку в звуковом и буквенном составе слова
Распечатать

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях развития речи детей – вот задача воспитателей и логопедов. В данной консультации представлены игры, которые позволяют ребенку ориентироваться в звуковом и буквенном составе слова.

«Красный – зеленый»

Детям предлагается внимательно выслушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять зеленый кружок, если нет – поднимают красный кружок.

«Повторите за мной»

Просим детей повторить только те имена, которые начинаются с заданного звука, например Э: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Ася, Эдик, Ада, Эрик, Инна, Эльдар, Анна, Эдуард.

«Кто больше запомнит»

Педагог читает небольшой рассказ и просит детей внимательно слушать и запоминать слова, содержащие заданный звук. Побеждает тот, кто запомнит и повторит больше  слов.

«Посчитай и скажи»

В небольшом стихотворном отрывке нужно посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найдите звук З (не путать с З`):

В звезде найдешь ты букву З

И в золоте и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, зиме, в морозе.

«Где звук?»

Дети определяют место заданного звука в слове (начало, середина или конец) и отмечают его на полосках бумаги разделенных на три части яркими линиями с помощью фишек.

«Кто больше?»

Дети должны найти на картине как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук.  За каждое названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Игру можно проводить с мячом. 

«Кто внимательней?»

Педагог показывает и называет картинки, в названии которых есть определенный звук. Дети должны назвать звук, который встречается во всех этих словах, затем вспомнить заданные слова, а потом придумать свои – на данный звук.

«Кто больше придумает слов?»

Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Можно усложнить задание, задавая место этого звука  в слове (начало, середина, конец слова).

«Найди место для своей картинки»

Детям даются картинки, в названии которые встречаются схожие звуки, например: Ш и Ж. Им нужно разложить картинки на две кучки в зависимости от того, какой звук слышится в слове. Слова нужно подбирать так, чтобы произнесение соответствовало написанию.

«Подбери жильцов»

Детям предъявляются картинки (животные, птицы, насекомые) названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. С помощью отхлопывания дети определяют количество слогов в словах и подбирают для «жильцов» нужный домик (по числу окошек).

«Буква потерялась»

Дети должны определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву:

Ш    Р     М     Н    Л    С

-апка, -акета, -ожницы, -амалет, -астока, -аска, -алат, -ужа, -укавица,

-ука, -амокат, -арик, -камейка, -ожка, -ышка, -окоть, -ампочка, -кола.

«Прочти по первым буквам»

Из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. Например: собака, облако, молоток  — сом; шуба, утка, маска – шум; ножницы, осел, санки – нос.

22900cookie-checkИспользование игр на ориентировку в звуковом и буквенном составе слова