Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей
Распечатать

Цели:

  1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

  1. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-
приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх,    гнев    и   др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Мет одические приемы:

  1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
  2. Рисование эмоций.
  3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

ИГРЫ

  1. «Угадай эмоцию»

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

  1. «Лото настроений»

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

  1. «Пиктограммы»

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет
пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней
изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После
этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить
детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения
настроения.

  1. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

  1. «Классификация чувств»

Материал: карточки с разными оттенками настроения.    

Разложить карточки по следующим признакам:

  • какие нравятся;
  • какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

  1. «Встреча эмоций»

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

  1. «Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

  1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;
  2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;
  3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;
  4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».
  5. «Снимается кино»

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

  1. «Рисуем настроение»

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

  1. Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».
  2. Каждый рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные («нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние («абстрактные рисунки») в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

  1. «Рассматривание картинки»

Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных  настроений.

Вопрос: «Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?».

  1. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию

(например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

  1. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.

  1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13.»Зеркало»

Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев губы сжаты, брови нахмурены; удивление рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

  1. «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка нахмуриться как:

  • осенняя туча,
  • рассерженный человек,
  • злая волшебница.

улыбнуться, как:

  • кот на солнце,
  • само солнце,
  • как Буратино,
  • как хитрая лиса,
  • как радостный ребенок,
  • как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

  • ребенок, у которого отняли мороженое,
  • два барана на мосту,
  • как человек, которого ударили.

испугайся, как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу,
  • заяц, увидевший волка,
  • котенок, на которого лает собака.

устань, как:

  • папа после работы,
  • муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

  • турист, снявший тяжелый рюкзак,
  • ребенок, который много потрудился, но помог маме,
  • как уставший воин после победы.
  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
  • «Назови похожее»
  • Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
  • Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
  • Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и
  • называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое. Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
  • Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
  • Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.
  • Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.
  • Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.
  • Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.
  • Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

  • «Кто скажет о нем (имя) хорошее».
  • (ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками).
  • «Кто может найти добрые, хорошие слова для …» (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).
  • «Кто расскажет о себе хорошее».
  • Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее …», а дальше нужно придумать «гимн» себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

 

Задачи:

  1. Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: «Мама, иди посмотри, там вода разлилась». Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?
  2. Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: «Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!» Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?
  3. Мальчик весло сказал маме: «Мапа, давай будем играть!» Почему он так сказал, что могла подумать мама?
  4. Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: «Ты потеряла пуговицу!» Девочка ответила: «Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу». Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?
  5. Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: «Я заболел, у меня болит животик». Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?
  6. Девочки поссорились и стали говорить друг другу: «Уходи, я не хочу с тобой играть! » — «Ну и уйду, не буду с тобой дружить!» Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?
  7. Ребята разговаривают так: «Я был в космосе и видел там Большую медведицу» «А я был на Луне и играл там с лунятами!» Как ты думаешь, почему они так говорили?
  8. Сын огорчил маму, она сказала ему: ‘»Я не могу любить такого мальчика!» Что ответил ей мальчик?
  9. Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей: «Перестань, надоело слушать!» Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?
  10. «Купи мне мороженое» — кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?
  11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?
  12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: «Ерунда, не стоит благодарности!» Почему он так ответил? Что ему сказал дед?

13. Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: «Хочу к окошку…» Почему он так просил? Что ему ответила мама?

  1. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?

15. Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: «Ты почистила зубы?» Как ты думаешь, что ответила девочка?

  1. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
  3. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
  4. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
  6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.
  7. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.

 

 

 

 

22860cookie-checkИгры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей